Меню

Чем плохо перезаряд аккумулятора

Перезаряд аккумулятора. Очень подробно о причинах и последствиях

Наверное, вы заметили, что в последнее время часто пишу об аккумуляторах автомобиля, просто я открыл новую рубрику на сайте и хочу освятить все «горячие вопросы» — переходите, почитайте очень много полезного. Еще одна очень животрепещущая тема, это перезаряд аккумулятора, сегодня я постараюсь рассказать, какие могут быть причины, а также последствия этого явления, почему перезаряжать батарею также плохо, как ее «недозаряд». Читаем дальше …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Я уже не раз указывал, что в аккумуляторе есть небольшое количество электролита, у каждой модели по-разному все зависит от мощности. Именно этот электролит способствует накоплению энергии, без него не было бы эффекта АКБ (аккумуляторной батареи). Но ведь эта жидкость очень капризна, ей нужно создавать необходимые условия — чтобы она не замерзла, а также чтобы не выкипела. Если замерзнуть она может от глубокого разряда, то вот «вскипание» батареи может провоцироваться перезарядом, а это уже серьезно. Нужно что-то делать.

Что такое перезаряд?

Если объяснить на пальцах, это достаточно простой процесс – уже заряженный АКБ, генератор продолжает заряжать и заряжать. В составе электролита, есть доля воды, причем достаточно большая порядка 65% (остальной состав серная кислота 35%), при нормальном стечении обстоятельств аккумулятор набирает заряд (поднимает плотность до нужного уровня) и отключается, таким образом, его напряжение составляет 12,7 Вольта, это усредненное 100% напряжение на многих батареях.

Если продолжить дальше заряжать батарею, то вода внутри электролита начнет распадаться на составляющие ее газы, а это водород и кислород – будет происходить бурление или кипение электролита, соответственно уровень воды будет падать (испаряться) – чем больше ток вы будете подавать, тем интенсивнее будет «кипение» и испарение – это и есть классический перезаряд аккумулятора.

Сопровождается интенсивным кипением и понижением уровня электролита. По сути такое явление намного опаснее, чем скажем «недозаряд».

При неполном заряде АКБ вы просто не запустите свой автомобиль, а вот при перезаряде аккумулятор может просто взорваться.

Причины этого явления

Ребята, скажу пару слов о «специальном» перезаряде от зарядного устройства – многие делают это специально! ЗАПОМНИТЕ! Таким образом — повышают плотность электролита, до нужного уровня – в нашей полосе это примерно 1,27 г/см 3 , если плотность ниже (уже при заряженном АКБ), тогда батарея может замерзнуть при минусовых значениях. Нужно ее повышать! А как это сделать? Очень просто – вам нужно испарить небольшое количество воды из электролита, таким образом, концентрация кислоты вырастит и плотность увеличиться.

Поэтому многие автолюбители — «кипятят» аккумулятор на слабом токе, от зарядного устройства, но только до определенного значения плотности. После этого зарядку выключают. Иначе просто «угробите» батарею. Особенно важно – не допускать «оголение» пластин.

Теперь «неспециальный» перезаряд, что говориться под капотом автомобиля, его основные причины:

  • Вышло из строя реле регулятора заряда генератора. Это реле «видит» зарядку, и по достижению 12,7 Вольта, отключает подачу энергии от генератора. Если выходит из строя это реле, то генератор будет постоянно заряжать батарею, а токи у него немалые, она очень быстро закипит! Это самая распространенная причина. Благо, что это реле стоит копейки. Небольшое видео, смотрим.

  • Вышел из строя сам генератор, такое тоже бывает. Например, сменили реле, а ничего не помогает, постоянно идет зарядка! Нужно ремонтировать или менять генератор, здесь ремонт уже сложнее и дороже.

  • НА некоторых автомобилях, например на грузовых, также на некоторых УАЗ, стоит вольтметр, он показывает напряжение от генератора до аккумулятора, то есть каким он его подзаряжает. Обычно недолжно превышать 14Вольт, но зачастую показания бывают 15 – 17Вольт, это очень много. У меня на практики был такой случай – сменили и реле и генератор, все новое, а вольтметр показывает 17Вольт, уже голову сломали что делать! Оказывается, вышел из строя сам датчик, поменяли этот дисплей и все нормально, напряжение выровнялось в 14Вольт. Так что мораль такая — иногда выходит из строя сам датчик – перезаряда нет, просто показывает «ложные» показания.
Читайте также:  Замена аккумулятора роутера yota

Это самые распространенные причины, по которым заряд идет сверх нормы, по сути тут ломаться больше нечему, если у вас не какой-то Лексус в котором датчиков просто уйма, там может быть еще что-нибудь, хотя как мне кажется и там, навряд-ли.

Благо в новых автомобилях, у вас загорится два индикатора на панели, это CHECK ENGINE, а также значок батареи.

Многие скажут – ну и что, перезаряжает, да и «хай» с ним, что будет-то? А вот ребята не скажите, читаем о последствиях.

Последствия перезаряда

Итак, для тех, кто верит в то, что все это несерьезно и с этим можно ездить, посвящается, разложу по пунктам:

  • Перезаряд вызывает кипение электролита, он выплескивается на поверхность аккумулятора, а после стекает на многие детали под капотом, например: — клеммы, патрубки, металл кузова, радиатор, провода и т.д. Так как здесь присутствует кислота (пусть не концентрированная), но все равно она может разъесть все то, что я вам перечислил, пусть не сразу, но она это сделает.

  • Окисление клемм. Так как кислота попадает на клеммы, они будут очень быстро окисляться, появится зеленый налет.

  • Уровень электролита понижается, оголяются свинцовые пластины, а заряд все идет! Таким образом, они будут нагреваться, что негативно на них влияет – если долго не размусоливать, они «осыпятся», может замкнуть банки или вообще умрет батарея. Просто выкинете АКБ.
  • Так как испаряется электролит, а это по сути взрывоопасные газы (кислород и водород), то может взорваться сам батарея, причем так что мало не покажется. Все подкапотное пространство будет в кислоте.

  • Могут не выдержать некоторые предохранители, потому как они не рассчитаны на 17 Вольт.
  • Если накрылось реле регулятора, то иногда оно может греться, причем до такой степени что чуть ли не плавится, а это косвенно может вызвать пожар, ну или поправится проводка.

Устраняйте эту поломку это серьезно! Поверьте! У меня АКБ взрывался на старых ВАЗ.

Как видите все банально и просто, но из этих простых «мелочей» складываются сложные вещи или целые системы, такие как электрическая цепь: генератор – аккумулятор – стартер.

Думаю, вам была полезна эта статья, читайте наш АВТОБЛОГ, будет еще много интересного.

(67 голосов, средний: 3,52 из 5)

Источник

В чём опасность перезаряда АКБ и как его предотвратить

Автомобилисты справедливо поддержат утверждение о том, что при использовании качественной батареи и при её разумной эксплуатации, АКБ не создаёт никаких особых проблем в течение всего эксплуатационного срока. Некоторые аккумуляторы служат столько же, сколько и машина, то есть необходимость в их замене возникает не так часто.

Но иногда АКБ оказывается под влиянием повышенных нагрузок, эксплуатируется в экстремальных условиях. Одним из наиболее опасных явлений считается перезаряд.

Не все автолюбители знают, что это такое и в чём реальная угроза. Этот пробел в знаниях обязательно нужно заполнить, дополнительно разобравшись в том, как правильно действовать при возникновении такой ситуации.

Понятие о перезаряде

Тут всё просто. Это заряд АКБ выше нормы. Но не совсем понятно, что считать нормой.

В случае с легковыми авто штатные показатели напряжения на клеммах батареи, которая полностью заряжена, составляет примерно 12,7 В. Как только двигатель запускается, показатели падают. Это связано с тем, что батарея отдаёт часть заряда для пуска.

В дальнейшем, когда двигатель уже работает, в дело вступает генератор. Он питает бортовую часть авто, подавая напряжение около 14,5 В. Ток идёт и на пластины электрода АКБ, и тем самым запускаются процессы восстановления. То есть батарея восполняет утраченный заряд.

Читайте также:  Срок эксплуатации необслуживаемого аккумулятора

Но если процесс заряда происходит в условиях повышенного напряжения, превосходящего отметку в 20 В, и это происходит достаточно долго, решётки электродов в аккумуляторе начинают сильно нагреваться. Вода внутри АКБ постепенно испаряется и кипит. Параллельно, из-за испарения воды, увеличивается концентрация серной кислоты. Её плотность повышается. Вода при кипении распадается на 2 составляющие. Это водород и кислород. Избыток газа не успевает выйти из АКБ. В этот момент перезаряд несёт в себе наибольшую угрозу, поскольку корпус АКБ может деформироваться и даже разорваться.

В основном такая проблема характерна для старых иномарок и подержанных отечественных автомобилей. Перезаряд на более современных и сравнительно новых авто маловероятен. Но и его исключать нельзя.

Не последнюю роль играет качество самой АКБ. Потому выбирать аккумулятор следует тщательно и согласно рекомендациям автопроизводителя.

Поскольку перезаряд несёт в себе потенциальную угрозу, следует узнать его характерные признаки и способы, позволяющие избежать подобных ситуаций.

Признаки перезаряда

Логично начать с вопроса о том, в чём состоит причина, из-за которой идёт активный перезаряд аккумулятора, и как можно определить неисправность. Ведь ещё недавно функционировал нормально и не создавал автовладельцу никаких проблем.

Поскольку зарядный ток на АКБ идёт от генератора, во многом именно последний зачастую провоцирует перезаряд.

Поставить точный диагноз о наличии перезаряда, когда на АКБ идёт больший ток, чем требуется, можно с помощью обычного мультиметра.

  • Мультиметр переводится в режим измерения постоянного тока. Предел будет составлять в районе 20 В.
  • Щупы прибора соединяются с клеммами батареи. Соблюдайте правильную полярность. На минус идёт чёрный провод, а на плюс красный.
  • Если АКБ полностью заряжена, при выключенном моторе напряжение должно составлять 12,7 В.
  • Теперь двигатель запускается.
  • В случае исправного генератора, реле и бортовой сети, мультиметр будет показывать около 14,5 В. Допускается погрешность в 0,5 В в любом направлении.

Определить факт перезаряда можно и по внешним симптомам. Это следы подтекающего электролита на корпусе батареи, окислившиеся клеммы. Также может помочь информация от штатного бортового компьютера.

Одним из характерных признаков перезаряда является чрезмерная яркость работы подсветки приборной панели и салона.

Заметив подобные признаки, стоит предпринять соответствующие меры по их устранению.

Последствия частого перезаряда

Автомобилисту стоит задуматься о возможных последствиях постоянного перезаряда аккумулятора, поскольку здесь речь идёт не только о тратах на замену АКБ, но и о риске столкнуться с неисправностями электросистемы машины.

Потому обязательно изучите список того, чем потенциально опасен частый или постоянный перезаряд автомобильного аккумулятора.

  • При перезаряде закипает электролит. Это кислота, частично вытекающая постепенно из АКБ. При длительном кипении серная кислота попадает на кузов, радиатор, проводку, шланги и прочие компоненты подкапотного пространства. В итоге элементы разъедает.
  • Если перезаряд незначительный, электролит будет накапливаться на корпусе батареи и оседать на клеммах в виде конденсата. Это влечёт за собой окислительные процессы, ухудшение контактов. Проявляется это в виде зелёного налёта.
  • Испарения ведут к снижению уровня электролита внутри АКБ. Часть электродов не покрываются специальным раствором, пластины чрезмерно нагреваются, они осыпаются. Банки может замкнуть, и батарея выйдет из строя.
  • Сильный и постоянный перезаряд ведёт к сильному перегреву, из-за которого происходит распад электролита. Газовая смесь из водорода и кислорода вполне могут взорваться, и вся кислота выльется под капот.
  • Сгорают предохранители, лампы приборной панели, отказывает электроника.
  • В самых сложных ситуациях проводка бортовой сети плавится, не исключается возгорание машины.

Да, на начальных этапах опасность не такая серьёзная. Но игнорирование симптомов перезаряда может спровоцировать опасные и порой катастрофические последствия.

Наиболее чувствительными в отношении перезаряда считаются AGM аккумуляторы.

Связано это с тем, что электроды здесь разделяются с помощью сепараторов из стекло-матового материала. При нагреве электролит испаряется, пластины высыхают. Активная смесь может осыпаться, и АКБ под замену.

Читайте также:  Xiaomi внешний аккумулятор емкостью 10000

Но и к гелевыми ситуация не лучше. При такой проблеме оседает гель, оголяется верх пластин, и они замыкаются. Только замена АКБ поможет в такой ситуации.

В чём причины и как их устранить

Теперь остаётся только разобраться с причинами перезаряда аккумулятора и их устранением. Делать это своими руками либо обращаться за помощью к специалистам, каждый решает для себя сам.

  1. Неисправность реле генератора. Чуть ли не самая распространённая причина того, что идёт активный и постоянный перезаряд аккумулятора. Диагностируя неисправность и пытаясь выяснить, в чём причина, зачастую оказывается, что проблема наблюдается со стороны регулятора реле. Причём само реле рабочее, но функционирует неправильно. За счёт реле бортовое напряжение не переваливает за отметку в 14,5 В. Если оно окажется неисправным или с заводским браком, тогда реле будет пропускать больший ток. В итоге перезаряд хоть и не сильный, но стабильный и постоянный. Решение вполне закономерное. Это замена проблемного реле.
  2. Поломка реле генератора. В этом случае при оборотах двигателя будет наблюдаться сильный перезаряд автомобильной АКБ, поскольку реле выпало из цепи, и теперь напряжение идёт от генератора прямо к аккумулятору. Ограничитель в виде реле уже не активен. Иногда напряжение, подающееся на АКБ, может превышать 20-24 В. Это уже серьёзный перезаряд. Нужно опять-таки заменить реле.
  3. Проблемы со стороны генератора. Чаще всего диагностируется повреждение диодного моста, якоря или обмотки. В итоге часть напряжения проходит мимо реле, и губит АКБ. Решить проблему можно путём ремонта генератора. Если это невозможно, тогда полная замена.
  4. Нарушение контактов в электроцепи. Если контакт плохой, тогда реле может воспринимать это как превышение нормальной нагрузки бортовой сети. Чтобы компенсировать проблему, регулятор начинает пропускать напряжение с большими параметрами, чем нужно. Отсюда и перезаряд. Следует проверить визуально контакты, прозвонить их мультиметром. Обнаруженные проблемы устраняются очисткой контактов или заменой проводки.
  5. Некорректная работа зарядного устройства. Порой перезаряд возникает не из-за генератора, а от отдельного зарядного устройства. Старые модели имеют ручную настройку. Выбрав неправильный режим, АКБ можно вывести из строя.

Некоторые автомобилисты, чтобы реанимировать старую батарею, пытаются специально повысить заряд путём преднамеренного увеличения плотности используемого электролита. Но это может губительно сказаться на АКБ.

Меры по защите от перезаряда

Чтобы предотвратить заряд, изобретать велосипед не нужно. Сами автопроизводители делают всё возможное для защиты от подобных явлений.

Наглядным примером является функционал современных бортовых компьютеров. Они могут в режиме реального времени отображать рабочие параметры АКБ, а электроника будет следить за состоянием и регулировать корректность функционирования.

Поскольку некоторые автомобили долгое время стоят без дела, восполнять заряд за счёт генератора не всегда получается. Приходится снимать АКБ и использовать зарядное устройство. Рекомендуется обзавестись недорогим, но хорошим зарядным девайсом с автоматической регулировкой напряжения.

Зарядка полной батареи

Напоследок стоит ответить ещё на один вопрос. Связан он с тем, можно ли выполнять зарядку автомобильного аккумулятора, если в нём наблюдается перезаряд.

Если перезаряд связан с генератором, то до его ремонта или замены позволяют генератору взаимодействовать с аккумулятором не стоит.

Если заряд у АКБ полный, то ставить его на зарядку можно исключительно при использовании исправного зарядного устройства с автоматической регулировкой напряжения.

При этом прибор должен отображать текущие параметры. Если же ЗУ будет неправильно регулировать напряжение в процессе восполнения АКБ, то в случае подключения к устройству заряженной АКБ начнётся активное вскипание электролита. Одновременно упадёт показатель ёмкости АКБ.

Если и проводить подобные манипуляции, то только тогда, когда АКБ разрядится хотя бы до 60-70%.

В каждом случае есть определённая причина, которая провоцирует такое изменение нормального состояния аккумулятора. Её нужно найти, устранить и только после этого продолжать эксплуатацию своего автомобиля.

Источник