Меню

Чтобы зарядить аккумулятор нужно откручивать пробки

Зачем при зарядке аккумулятора откручивают пробки

Большинство автомобилистов уверено, что абсолютно точно знает, в каких случаях и почему во время зарядки батареи необходимо откручивать пробки. В действительности в этом вопросе имеется немало нюансов, о которых бы следовало знать. Как и о том, как правильно выполнять эту процедуру и в каких случаях она не является обязательной.

Для каких АКБ выкручивание пробок не требуется

В самой общей классификации автомобильных аккумуляторов они делятся на два больших класса:

  • обслуживаемые (в настоящее время в продаже встречаются всё реже);
  • необслуживаемые.

Что касается последних, то они характеризуются наличием герметичной конструкции, не предполагающей возможности долива электролита. Разумеется, пробки в этом случае не нужны, и вопрос об их откручивании не стоит. Другое дело – старые добрые обслуживаемые батареи. Здесь вопрос о том, нужно ли откручивать пробки, выполняя процедуру зарядки аккумулятора, остаётся актуальным, и далеко не всегда ответ на него однозначен.

Обязательно ли откручивать пробки при подзарядке АКБ

Начинающие водители, впервые сталкивающиеся с процедурой зарядки батареи, обычно относятся к ней с изрядной долей опаски. Действительно, восстановление ёмкости аккумулятора – задача простая только на первый взгляд. Здесь нужны определённые знания, которые часто забываются ввиду нечастого применения этой операции.

Впрочем, многое зависит от используемого зарядного устройства. Современные функциональные ЗУ оснащены несколькими режимами зарядки, не требующими вмешательства человека. Выставил нужный режим, подключил зарядку к аккумулятору, включил её в сеть, и можно спокойно идти заниматься другими делами.

Но есть один вопрос, который зачастую волнует даже довольно опытных водителей: надо ли открывать пробки, закрывающие доступ к банкам, при зарядке аккумулятора.

Всё зависит от того, какая конкретно АКБ установлена в моторном отсеке вашего автомобиля. Дело в том, что существуют разновидности батарей, в которых электролит содержится в виде геля, который по понятным причинам не кипит и не испаряется. В AGM-батареях электролитическая жидкость заключена в специальную оболочку и потому тоже не может ни вылиться, ни испариться.

Проблема с кипением характерна только для свинцово-кислотных аккумуляторов, у которых электролит – это жидкость, на 65% состоящая из воды глубокой очистки (дистиллированной), и на 35% – из серной кислоты.

Но и это не всё: АКБ этого типа бывают обслуживаемыми, малообслуживаемыми и необслуживаемыми. Касательно последних мы уже говорили, что здесь пробки отсутствуют, и считается, что электролит здесь не испаряется.

Теперь рассмотрим, в чём заключается отличие обслуживаемых батарей от малообслуживаемых аналогов.

Обслуживаемыми аккумуляторы называются не столько потому, что здесь имеется доступ к банкам, сколько из-за того, что они поддаются ремонту при проблемах с банками. Ну и, конечно, из-за необходимости регулярно контролировать уровень электролита и при необходимости его доливать, следить за его плотностью и тоже в случае больших расхождений с нормативными показателями корректировать.

Малообслуживаемые батареи в таком тщательном уходе не нуждаются, они занимают промежуточную нишу и требуют доливки электролита, но намного реже. И ремонту тоже не подлежат.

Но насколько правильно мнение, что при зарядке аккумулятора нужно обязательно выкручивать пробки? Даже у специалистов на этот счёт имеются разные мнения.

Одни уверены, что подобная предварительная процедура не является обязательной – корпус батарей проектируется с таким расчётом, чтобы выдерживать повышение давления внутри корпуса АКБ, которое возникает при перезарядке. В конце концов, в самих пробках имеются отверстия, предназначенные именно для этих целей. Более того, по их мнению, при полностью открытых банках электролит при кипении выплёскивается наружу, что не есть хорошо, поскольку это агрессивная жидкость.

Впрочем, большинство всё же считает, что снимать пробки необходимо, особенно если аккумулятор не первой молодости. Они убеждены, что видавшие виды корпусы уже не могут похвастаться той же прочностью, что у новых АКБ, так что риск взрыва при превышении давления паров определённого порога исключать нельзя. Ну и, как показывает практика, подобные случаи действительно нередки. В качестве дополнительного аргумента они говорят о возможности наблюдать за фазами зарядки батареи воочию, то есть более качественно контролировать процесс.

Когда при зарядке банки АКБ можно не открывать

При анализе ситуации, нужно ли при зарядке АКБ откручивать пробки, в одном случае все эксперты единодушны. Когда вы покупаете новую аккумуляторную батарею, её рекомендуют подзарядить. Если при измерении текущего уровня напряжения вы получили значение порядка 12.2–12.3 В, это означает, что для восстановления номинальной ёмкости батареи потребуется несколько часов, причём при использовании режима зарядки с небольшим по величине током. В подобных ситуациях выкручивать пробки настоятельно не рекомендуется, и вот почему. Дело в том, что пар, который накопился во время длительного стояния внутри электролита, является взрывоопасной смесью кислорода и водорода, поэтому существует риск его возгорания при выходе на поверхность жидкости. Так что грамотная зарядка на протяжении 2–3 часов без откручивания пробок позволит избавиться от подобных рисков, не приводя к нарушению функциональности источника питания.

Но можно ли заряжать новый севший аккумулятор, не открывая пробки? Здесь уже единого мнения нет. Процедура зарядки в этом случае будет более длительной, но поскольку АКБ новая, разрушения корпуса вследствие перезаряда ожидать тоже не приходится. Так что если вы сомневаетесь, можете просто ослабить пробки, не откручивая их.

Читайте также:  Как проверить крышку аккумулятора

Если батарея уже прослужила вам хотя бы с полгода, новой её считать уже нельзя. И если вы достаточно строго относитесь к собственной безопасности, плюс хотите контролировать процесс зарядки, банки лучше оставлять открытыми.

Как правильно откручивать пробки

С точки зрения очерёдности особой разницы нет, хотя аккуратисты всегда начинают с первой и идут по порядку, не допуская, чтобы после окончания процесса пробки перепутались.

Сами же пробки бывают двух разновидностей. Более распространённый вариант – когда они являются объёмными, выступая над поверхностью. Но бывают и такие, которые утоплены внутрь корпуса, то есть их верхняя плоскость расположена на том же уровне, что и крышка батареи.

Открутить пробку первого типа несложно. Но бывает, что они «прикипают», и тогда их откручивают с использованием плоскогубцев или похожего инструмента. Но здесь нужно учесть, что пластик, хотя и мягкий, может лопнуть, если вы приложите чрезмерное усилие. Так что откручивайте без фанатизма.

А вот с утопленными пробками дела обстоят сложнее. Они имеют крестообразные прорези, поэтому можно попробовать открутить их с помощью крестообразной отвёртки большого размера. Если не получается – возьмите монету небольшого номинала, с ней дела пойдут веселее.

Но и здесь пробка может «прикипеть». Более того, с утопленными пробками такая неприятность случается намного чаще. Помогает в таких ситуациях комбинация пятирублёвой монеты с плоскогубцами, и тоже орудовать этим инструментом необходимо аккуратно, чтобы не повредить прорези.

Меры предосторожности

Работа с аккумуляторной батареей требует строгого соблюдения правил техники безопасности. При откручивании пробок батареи необходимо придерживаться следующих правил:

  • работать только в защитных перчатках (резиновых, латексных). В противном случае вам вряд ли удастся избежать попадания капель электролита с открученной пробки на кожу, а это – агрессивная серная кислота, пускай и разбавленная. Химические ожоги будут гарантированы;
  • перед тем как приступить к зарядке, обеспечьте помещение, в котором будет осуществляться процедура, приточной вентиляцией. Если это невозможно, следует осуществлять зарядку на улице – возле гаража, а если вы делаете это в квартире – вынесите АКБ на балкон и откройте окна.

Так вы обезопасите себя и аккумулятор от возможных неприятных последствий.

Источник

Нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора?


Для многих водителей вопрос о том, нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора не является актуальным, но для тех, кто будет выполнять это в первый раз, прочитать статью будет полезно и интересно. От того насколько правильно будет организован и выполнен этот процесс, зависит срок службы стартерной батареи. Можно её полностью «угробить» или снизить, причём, сильно период использования аккумулятора. Чтобы такого не случилось, требуется всего ничего, соблюдение правил выполнения такой процедуры.
Нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора станет понятным после прочтения этой статьи.

Кроме этого, также напомним читателям о том, каким напряжением или силой тока следует подпитывать севшую батарею, как лучше выполнить эту операцию, непосредственно на автомобиле, или обязательно её нужно снимать. Вопросы, на первый взгляд, совсем не кажутся трудными или неразрешимыми, но в тоже время являются весьма важными.

Разновидности АКБ и прочая полезная информация.

Не для кого не секрет, что автомобильные аккумуляторы бывают нескольких видов: свинцово-кислотные (малосурьмянистые), кальциевые и гибридные (по составу), а также обслуживаемые и необслуживаемые (по конструктивным особенностям). Так вот дилеммой необходимости вывинчивания пробок автовладелец может задаваться лишь в случае, когда речь идет об обслуживаемых стандартных свинцовых батареях либо гибридах, поскольку только в них эти самые пробки будут присутствовать.

Все остальные варианты возможности долива воды или электролита не предусматривают, поэтому и специальных отверстий не имеют.



Немного о типах аккумуляторов

Наибольшее распространение на сегодняшний день получили свинцово-кислотные аккумуляторы. Их банки заполнены электролитом на основе серной, аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды. Отличаются сравнительно невысокой стоимостью и отсутствием эффектов памяти. Предлагаются для использования изделия, разработанные и внедрённые в производство совсем недавно, это приборы на основе AGM технологий, и гелевые батареи.
Новые изделия ещё не так часто используются, поэтому остановимся на давно известных и широко используемых свинцово-кислотных АКБ. Они встречаются нескольких видов. Наибольшего распространения получили приборы из категории малообслуживаемые, а также необслуживаемые батареи. Но изредка можно встретить и обслуживаемые аккумуляторные батареи. Их отличительной чертой является стоимость, которая несколько выше, чем у остальных.

Все это подробно мы разобрали в статье «Какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный».

К плюсам этого типа АКБ, относят только то, что имеется возможность замены непригодных банок. Для проведения такой процедуры они залиты мастикой, которая под воздействием высокой температуры может начаться плавиться. В результате этого воздействия, начинают теряться изоляционные свойства мастики, а из-за этого увеличиваются токи саморазряда. Более часто следует контролировать уровень электролита, примерно 5-7 тысяч километров пробега и требуется доливка дистиллированной воды.

Следующий вид подразумевает ряд малообслуживаемых батарей. Само название уже говорит о том, что они требуют самую малость внимания для проверки, контроля и обслуживания. Выбор таких изделий довольно большой, можно подобрать как дорогие так и не очень аккумуляторные батареи. Корпус из пластика имеет высокую прочность. Доливают воду примерно через 20-30 тысяч километров пробега.

Читайте также:  Два аккумулятора подсоединенные параллельно

Нельзя не сказать и о таком типе изделий, которые относят к необслуживаемым аккумуляторным батареям. При эксплуатации таких приборов практически не приходится доливать дистиллированную воду, настолько мало она испаряется. Однако следует отметить необходимость тщательного контроля над состоянием электрооборудования и особенно утечки тока.



Итак, нужно ли откручивать пробки при зарядке АКБ автомобиля?

На самом деле, здесь нет однозначного ответа.

С одной стороны, все предельно просто: в автомобиле питание АКБ идет без нарушения герметичности корпуса и ничего с ней не происходит, плюс, инженеры – не глупые люди, они, естественно, предусмотрели возможность перезаряда и воздействие повышенного давления на стенки устройства, значит, заглушки при зарядке зарядником убирать нет необходимости.

С другой стороны – давно и активно эксплуатируемая батарея не столь надежна, как новая, поэтому, как долго она сможет противостоять давлению паров, выделяемых кипящей кислотой неизвестно, следовательно, дабы минимизировать риск возможного взрыва, крышки все же рекомендуется открутить.

  1. когда требуется подзарядка нового аккумулятора (например, с 12,4 В до 12,7 В) небольшое количество времени малым током, «крышки» не выкручиваем;
  2. когда АКБ имеет небольшой срок эксплуатации, но полностью разряжен, пробки можно выкрутить, чтобы измерить плотность электролита, при зарядке же их полное отсутствие не требуется, достаточно просто немного ослабить;
  3. при реанимации полностью высаженной старой батарейки или ее дозарядке – крышки выкручиваем ВСЕГДА, несоблюдение данной рекомендации чревато разрывом АКБ.

Для чего необходимо откручивание пробок

Откручивание пробок у аккумулятора необходимо для исключения вероятности выхода его из строя в связи с повреждением корпуса и последующим взрывом

. Взрыв, хотя и маловероятен, все же возможен – особенно, если у собственника ТС в наличии старая АКБ, не оснащенная специальными отверстиями для выпуска паров на случай перезаряда.

Произойти повреждение или взрыв могут в связи с тем, что после полной зарядки АКБ и при продолжении поступления питающего напряжения, электролит, находящийся в банках батареи, начинает “закипать”. При кипении выделяются пары серной кислоты, которые создают внутри АКБ повышенное давление. Это давление действует на стенки банок, что может привести к повреждению не только их, но и самой АКБ в целом.

Как открутить заглушки?

Крышки в обслуживаемых устройствах бывают разные: возвышающие над поверхностью корпуса и плоские, сделанные с ней на одном уровне. Первые выкручиваются просто – легким движением руки, вторые не редко не поддаются не только рукам, но и отвертке. Что же делать тогда? Использовать подручные средства – 5-рублевую монету или, к примеру, узкий край линейки, в общем, любой широкий плоский предмет, но главное, прежде, чем приступить к выворачиванию, не забудьте защитить себя перчатками, внутри банок – кислота.

Меры предосторожности

При осуществлении вышеуказанных действий, связанных с откручиванием пробок у автомобильных аккумуляторов, необходимо соблюдать следующие принципы безопасности:

  • во время открывания крышек следует надеть защитные перчатки – в противном случае, кислота, находящаяся внутри банок, может попасть на кожу рук и оставить химические ожоги;
  • процедуру зарядки аккумуляторной батареи после открытия крышек следует производить в хорошо проветриваемом помещении — на улице, балконе или в ином месте, где обеспечивается постоянный приток свежего воздуха.

Несколько мнений.

«Я снимаю обязательно, ведь так выделяется водород. А если между банками контакт плохой, может так рвануть, что мало не покажется. Предпочитаю перестраховаться. Да и электролит расширяется, батарейка может попросту «задохнуться»».

«Все зависит от зарядника, если он у вас не «допотопный», а современный, то аппарат сам не позволит кислоте закипеть, ограничив в конце ток, поэтому «играми» с выкручиванием/закручиванием можно не заниматься».

«Для того, чтобы знать, нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора, необходимо лишь осмотреть последний. Если в крышке сбоку есть «дырочка» – можно ее не открывать, если нет – обязательно выкручивайте»!

В каких случаях откручивание пробок является обязательным, а в каких – нет

Не во всех ситуациях при зарядке аккумуляторов нужно откручивать пробки. Определение наличия / отсутствия необходимости выполнения указанного действия зависит от указанных факторов:

  • “возраст” автомобильного аккумулятора;
  • степень его разрядки.

Возможны 4 основных сценария:

  • новая аккумуляторная батарея, разряжена несильно;
  • новая аккумуляторная батарея, разряжена в полной мере;
  • старый аккумулятор, разряжен в малой степени;
  • старый аккумулятор, разряжен полностью.

Чтобы определить, нужно ли открывать крышки при зарядке аккумулятора, рекомендуем применять следующую таблицу:

Возраст аккумуляторной батареи Степень разрядки Нужно ли откручивать
Новая Небольшая Если батарея – новая, то откручивать не требуется, если зарядка производится правильно (по току и напряжению). Новые АКБ “закипают” достаточно поздно, но все же желательно не “передержать” – в этом поможет функция автоматического выключения зарядного устройства по достижении номинального напряжения на АКБ
Новая Большая В этой ситуации открывать крышки можно, но необязательно – в основном, с целью проверки плотности электролита ареометром
Старая Небольшая Точного ответа дать нельзя, так как все зависит от того, через какое время после полной зарядки у данной АКБ начинается активное выделение паров серной кислоты
Старая Большая Открывать все 6 пробок нужно в обязательном порядке, так как старые АКБ не только плохо держат заряд, но и “закипают” значительно быстрее, чем недолго эксплуатировавшиеся
Читайте также:  Горит лампочка зарядки аккумулятора лада приора

Отличия необслуживаемых аккумуляторов от обслуживаемых

Основным отличием необслуживаемых батарей является их внутреннее устройство, содержащее электродные решетки, изготавливаемые из сплава кальция и свинца.

В ранее применявшихся обслуживаемых батареях в свинцовые пластины добавляли сурьму, которая служила упрочнителем свинца и являлась катализатором воды в электролите. С началом применения сурьмы и заменой на кальций отпала необходимость доливать воду.

Необслуживаемый аккумулятор представляет собой прочно загерметизированную батарею, не имеющую доступ к пластинам. На заводе их заполняют электролитом и плотно запаивают. Такая технология позволяет сохранять заряд достаточно длительное время.

Однако иногда все же необходимо проверять уровень напряжения, который не должен превышать 12,5 вольт. Если показатель ниже, то батарею следует подзарядить. По рекомендациям производителей, делать это необходимо примерно раз в полгода.

Основные отличия необслуживаемого аккумулятора от обслуживаемого:

  • Отсутствие пробок для проверки уровня электролита. Если таковые имеются, то у вас обслуживаемая батарея.
  • Наличие гидрометра для проверки уровня зарядки и отверстия для выхода газа.
  • Маркировка на корпусе изделия с обозначениями всех характеристик: тип батареи, ток запуска и другие.

Об отличиях этих видов аккумуляторов рассказывается в этом видео:

Почему возникает такой вопрос вообще?

Также все просто – при заряде аккумулятора, когда батарея уже полностью «напиталась» электролит начинает бурлить или кипеть, происходит это во всех шести «банках». Соответственно если вы будете заряжать такой АКБ, то бурление с каждым часом будет только усиливаться – крышки у вас не выкручены, а поэтому внутри создается давление, которое может повредить пластиковый корпус!

Однако: – корпуса как обычно рассчитаны на такое давление и могут выдерживать даже многочасовой перезаряд; вы навряд ли будете перезаряжать больше нескольких часов – ведь это может только навредить батареи.

Почему аккумулятор разряжается?

Чтобы заряженный девайс не вышел раньше времени из строя, аккумуляторную батарею нужно заряжать с учетом периода времени. Определяется этот параметр несколькими факторами. Так почему же АКБ разряжается? Дело в том, что терять свой заряд аккумулятор начинает с того момента, когда автомобилист начал включать зажигание. При этом ему даже не нужно запускать мотор. После его запуска аккумулятор непосредственно уже будет подпитывать генераторный узел и тем самым восполнять заряд. Разряжение батареи всегда происходит, когда на улице холодно. И это потому, что при низких температурах сильно увеличивается ток самозаряда. Кроме того, когда в автомобиле установлена плохая сигнализация, это тоже способствует разряду АКБ хоть и в незначительной степени. Нередко причиной потери заряда аккумулятора выступает использование низкокачественной акустики. Такая техника обычно потребляет очень много напряжения. Также АКБ может разряжаться по причине некорректной работы генераторного узла. В этом случае аккумулятор будет разряжаться со стремительной скоростью.

Зарядка аккумуляторной батареи

Но если всё-таки батарея подвела вас, то необходимо первым делом её зарядить, прежде чем бежать в магазин за новой. Обычно даже вполне уставший аккумулятор после зарядки может походить еще неделю-другую без проблем и покрутить ваш стартер несколько десятков раз.

Основные ошибки автовладельцев при зарядке АКБ Очень часто даже опытные водители забывают про некоторые важные моменты при зарядке, хотя об этом написано и сказано уже сотни статей и даже в инструкции по эксплуатации батареи всё отражено подробно.

Проведение данной процедуры в доме или квартире.

Запрещается выполнять зарядку АКБ в помещении, которое не проветривается, и жилое помещение не самое лучшее место для этого. Во-первых, устраивать сквозняки здесь не так просто, а во-вторых случаи взрыва батарей исключать нельзя, хоть это бывает не так часто.

Выбор зарядного устройства

Как только автомобилист разобрался, при зарядке аккумуляторов надо ли открывать пробки или нет, необходимо позаботиться о выборе автоматического зарядного устройства, ограничивающего ток зарядки или вовсе прекращающего подавать питание при определенных условиях.

Автоматические зарядные устройства помогут избежать большинства проблем, связанных с перезарядкой АКБ.

Наша редакция рекомендует присмотреться к следующим моделям, которые можно купить в специализированных автомобильных магазинах:

  • Aurora Sprint 6;
  • FUBAG MICRO 80/12;
  • CTEK MXS 3.8;
  • КЕДР-АВТО-10;
  • Орион PW-150.

Как заряжать АКБ правильно?

Исходя из принципа зарядки, в зарядных устройствах на 60, 55 и 70 на выходе всегда будет 14,4В. Это количество напряжения необходимо для полноценной зарядки аккумулятора. В том случае если устройство подзаряжается на 60 Ач, происходит значительное повышение показателя сопротивления. При этом параметр тока начинает снижаться. И если значение напряжения в устройстве уже возрастет до 12 В, а значение тока будет равно нулю, тогда процесс зарядки аккумулятора можно считать завершенным. По времени зарядку нужно выполнять опираясь на силу тока устройства. Это значение должно соответствовать 10% от объема ЗУ. поэтому если значение его емкости равно 70 Ач, тогда девайс должен заряжаться током в 7 А. В этом варианте на восполнение запаса батареи будет уходить около 10 часов времени.

Источник

Adblock
detector