Как разобрать аккумулятор машины

Как открыть необслуживаемый аккумулятор самостоятельно

Современные источники питания для автомобилей всё меньше требуют участия человека в процессе эксплуатации. АКБ необслуживаемого типа весь срок работы не нуждаются в доливе воды или электролита. Если владельцу нравится батарея, но индикатор говорит о том, что ресурс исчерпан, можно ли восстановить АКБ? Как вскрыть аккумулятор и достать свинцовые пластины для рыбацких дел?

Можно ли разобрать необслуживаемый аккумулятор?

Не обслуживаемость источника питания привлекательна для тех, кто не хочет лишний раз переживать о состоянии источника питания. Вместе с тем многие привыкли контролировать все элементы автомобильной системы. Традиционно считается, что АКБ закрытого типа нельзя открыть. Действительно, на корпусе таких батарей нет технических отверстий. Однако если вы хотите сделать автомобильный аккумулятор обслуживаемым или достать из него свинец, то разобрать необслуживаемый источник питания можно. Для этого понадобятся некоторые инструменты и знание правил безопасности.

Какие варианты крышек встречаются

Содержимое любого автомобильного аккумулятора заключено в корпус. Обслуживаемые АКБ отличаются возможностью получить доступ к банкам и при необходимости долить электролит или дистиллированную воду. Необслуживаемый аккумулятор закрытого типа характеризуется гладкой поверхностью корпуса. Чтобы избежать любых загрязнений, верхняя часть батареи убирается под крышку. Она может быть съёмной — на защёлках или монолитной — приваренной термосваркой к корпусу. Чаще всего на аккумуляторе закрытого типа есть монокрышка.

Какие инструменты нужны для вскрытия

Для получения доступа к заливным отверстиям, даже если они залиты на заводе до уровня поверхности корпуса, необходимо снять крышку с батареи. Как открыть крышку аккумулятора? Если она на пазах, то аккуратно расщёлкните крепёж и снимите элемент. Возможно, понадобится плоская отвертка.

Читайте также:  Емкость аккумулятора айкос дуос

Деталь, напрессованная горячим способом, не снимется легко. Во время её демонтажа высока вероятность поломки детали. Поэтому мы не рекомендуем снимать элемент этого типа. Однако при желании можно попробовать нарушить целостность детали с помощью шила, отвёртки или дрели. Вы не снимите крышку полностью, но сможете проделать отверстия для дальнейших операций.

Как вскрыть необслуживаемый аккумулятор

Способов открыть источник питания закрытого типа не так много, и зависят они о поставленной цели. Если необходим свинец (для охоты или рыбалки), то можно не переживать, как открыть аккумулятор, и просто разбить его корпус.

Для того чтобы продлить срок использования батареи, надо проделать отверстия, которые дадут доступ к банкам.

  • Снимите наклейки с поверхности АКБ.
  • Внимательно осмотрите корпус. Так как аккумулятор герметичный свинцово-кислотный заливался на заводе, осталась штамповка пробок.
  • Возьмите шило, отвёртку или дрель и аккуратно сделайте отверстия на месте заливов.

Эта несложная процедура требует аккуратности, но позволяет не приобретать новый источник питания, а восстановить работоспособность имеющегося.

Как из необслуживаемого аккумулятора сделать обслуживаемый

Приходит время и автовладельца перестают устраивать характеристики аккумуляторной батареи. Если у вас есть АКБ закрытого типа не стоит её выбрасывать и приобретать новую. Вы можете сделать её обслуживаемой, если осуществите вскрытие крышки тем способом, который мы описали выше. Это позволит осуществлять ряд процедур, необходимых для поддержания работоспособности источника питания.

Возможность проверки и изменения уровня электролита — один из признаков обслуживаемости аккумулятора. АКБ закрытого типа оснащены индикатором, который позволяет увидеть уровень электролита. Некоторые корпуса сделаны из полупрозрачных материалов или характеризуются наличием меток, что помогает следить за количеством раствора во всех банках. Уровень электролита можно проверить с помощью специальной трубки или шприца, введя их в отверстия, сделанные в крышке. Нормальное количество раствора соотносится со значениями 10–12 миллиметров жидкости над пластинами.

Не стоит забывать, что не только уровень кислоты, но и её плотность являются важной характеристикой работоспособности батареи. Получить данные о плотности раствора можно с помощью ареометра. Возьмите шприц, введите его в отверстие на крышке и осуществите забор электролита из банки. Влейте в ареометр и посмотрите показания. Слишком низкая плотность (менее 1,22 г/см3 при температуре до +6) не даёт возможности аккумулятору полноценно работать и говорит о малом количестве электролита и необходимости его восполнения. Повышенная плотность или недостаточный уровень раствора требует доливки дистиллированной воды.

Ареометр для аккумулятора.

Подробнее о процессе корректировки плотности читайте в нашей статье: Как правильно пользоваться ареометром.

Проверка уровня электролита при попощи прозрачной трубочки.

Обращаем ваше внимание, излишняя концентрация электролита приводит к печальным последствиям — сульфации и разрушению пластин.

На рисунке представлены значения плотности электролита при различных условиях.

После завершения работ по доливу воды или кислотного раствора, отверстия в крышке необходимо замазать герметиком.

Техника безопасности

  • Мы настоятельно рекомендуем использовать средства защиты при осуществлении разбора источника питания. Категорически нельзя переворачивать или встряхивать банки. Это может привести к замыканию.
  • Если крышка аккумулятора фиксируется с помощью застёжек, постарайтесь их не сломать. В случае поломки деталь придётся приклеивать, а это не гарантирует безопасной эксплуатации источника питания.
  • Желая расколоть АКБ с помощью инструмента, выберите специальные средства, которые помогут защитить глаза от осколков.

Можно ли смело говорить о том, что из необслуживаемого аккумулятора можно сделать обслуживаемый? Конечно, закрытую батарею можно переделать! Если цель вскрытия аккумулятора — добыча свинца для рыбалки или охоты, то соблюдая ряд предосторожностей, можно легко справиться одним лишь молотком.

Источник

10.10. Разборка и сборка аккумуляторных батарей

Аккумуляторные батареи или отдельные аккумуляторы батареи в воинских частях разбираются только после отработки батареями гарантийного срока службы. Батареи и аккумуляторы разбираются для выполнения следующих видов ремонта:

  • устранения короткого замыкания внутри аккумулятора;
  • устранения обрыва цепи внутри аккумулятора;
  • замены баков, моноблока и крышек аккумуляторов;
  • замены отдельных блоков и полублоков электродов автомобильных батарей.

Перед разборкой аккумуляторную батарею необходимо разрядить током 10-часового режима до напряжения 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе. Разбирать заряженную батарею не следует, так как на воздухе происходит быстрое окисление отрицательных электродов.

Разборку батареи рекомендуется вести в такой последовательности.

Наметить керном центры штырей борнов или полюсных выводов и высверлить отверстия диаметром 3,5 мм и глубиной 4. 5 мм. В полученные отверстия поочередно вставить стержень трубчатого сверла (рис. 75 и 76). и высверлить кольцевое отверстие на всю толщину перемычки или на всю высоту полюсного вывода до полного отделения от свинцовой втулки крышки и борна. Неповрежденные перемычки или выводы «под болт» могут быть использованы вторично.


75. Коловорот с набором трубчатых сверл для высверливания отверстий в перемычках аккумуляторных батарей

76. Высверливание отверстий в перемычках коловоротом с трубчатым сверлом

Затем с помощью разогретого электрического паяльника с насадкой (рис. 68) удалить с поверхности батареи заливочную мастику. В случае ремонта отдельных аккумуляторов батареи заливочная мастика удаляется лишь по периметру Крышек этих аккумуляторов. Снятая мастика может быть повторно использована после нейтрализации в 2. 3%-ном растворе кальцинированной соды.


77. Съемник для снятия крышек с аккумуляторов (резьба под гнезда пробок в крышках аккумулятора)

78. Выемка блока электродов с крышкой с помощью съемника

При необходимости замены аккумуляторные крышки снимаются с помощью съемника (рис. 77 и 78). Для этого в резьбовое отверстие, крышки ввертывается соответствующий конец съемника и снимается крышка. Подготовленная к разборке аккумуляторная батарея с помощью скоб-захватов закрепляется на доске для выемки блоков. Затем на штыри борнов накладывают зажимы съемника (рис. 79) и вынимают поочередно блоки электродов каждого аккумулятора. Когда для вытаскивания требуются значительные усилия, используется приспособление (рис. 80). Блоки электродов ставятся наклонно на ячейки моноблока (рис. 81) на 2. 3 мин для стекания электролита. После этого блоки электродов и внутренняя поверхность моноблока промываются и блоки помещаются в ванну с дистиллированной водой для уменьшения окисления отрицательных электродов.


79. Съемники для выемки блока электродов из аккумуляторов
а — танковых и автомобильных батарей
б — мотоциклетных батарей

80. Приспособление для выемки блока электродов из танковых батарей

81. Установка блока электродов для стекания электролита

После разборки необходимо приступить к устранению неисправности, из-за которой была произведена разборка. Для устранения короткого замыкания или обрыва электрической цепи надо осмотреть блок, найти место замыкания между электродами или обрыва цепи и устранить неисправность. При неисправности моноблока или отдельных баков следует осмотреть их и при обнаружении сколов и трещин заменить. Если есть сомнения, какой из баков или какая ячейка моноблока дает течь, надо налить в баки или ячейки моноблока горячую воду. При этом через трещину будет заметно просачивание воды.

Если разборка батареи или аккумулятора произведена для замены блоков или полублоков электродов, необходимо:

  • вынуть из блока с помощью деревянной или эбонитовой пластинки старые сепараторы;
  • разделить блоки на полублоки и поместить полублоки отрицательных электродов в ванну с дистиллированной водой;
  • осмотреть полублоки, а затем каждый электрод и сепараторы для определения их пригодности к дальнейшему использованию.

Полублоки положительных электродов могут быть признаны пригодными к использованию, если активная масса электродов прочно держится в токоотводах, тверда на ощупь, не имеет вздутостей, а токоотводы не разрушены.

Полублоки отрицательных электродов считаются пригодными к использованию, если активная масса электродов покрыта сульфатом свинца только на поверхности, не имеет усадки, вздутостей и при прочерчивании ножом на электроде остается след с металлическим блеском.

Положительные и отрицательные электроды считаются непригодными, если они покрыты белой коркой сульфата, покороблены, имеют оползание, усадку или вздутие активной массы, трещины кромок и изломы токоотводов.

Мипластовые сепараторы, не имеющие трещин, отверстий и обломов кромок, могут быть использованы повторно после промывки, если на них нет налета сульфата свинца. Сепараторы из мипора рекомендуется заменять новыми.

После осмотра и разбраковки негодные полублоки заменяются годными из батарей, подлежащих списанию, или новыми.

Сборка и спайка новых полублоков отрицательных и положительных электродов производятся с помощью универсального кондуктора (рис. 82). В кондуктор, предварительно оборудованный нижней и верхней гребенками соответствующего типа, вставляется требуемое (указанное в приложении 19) количество электродов так, чтобы нижние кромки электродов входили в пазы нижней гребенки, а ушки — в прорези верхней гребенки. Затем в пазы верхней крышки вставляется соответствующий типу батареи шаблон и закрепляется там. В гнездо шаблона вставляется борн, который предварительно отливается с помощью специальной формы (рис. 83) со сменными в соответствии с типами батарей стаканами.

Универсальный кондуктор для пайки полублоков электродов

  1. основание
  2. нижняя гребенка
  3. электроды
  4. шаблон
  5. винт
  6. верхняя гребенка
  7. шаблон
  8. винт
  9. стойка
  10. гайка-барашек
  11. штифт

82. Универсальный кондуктор для пайки полублоков электродов

Форма для отливки борнов аккумуляторных батарей различных типов

  1. эксцентриковый валик
  2. ручка
  3. съемные стаканы
  4. крышка
  5. штырь
  6. корпус
  7. рукоятка

83. Форма для отливки борнов аккумуляторных батарей различных типов

Пайка полублока электродов

  1. стойка кондуктора
  2. верхняя гребенка кондуктора
  3. присадочный свинцовый пруток
  4. угольный электрод
  5. борн
  6. электроды аккумулятора
  7. нижняя гребенка кондуктора

84. Пайка полублока электродов

Подсоединив к основанию кондуктора зажим держателя угольного электрода, расплавляют с помощью угольного электрода свинцовый пруток и выступающие из верхней гребенки ушки электродов, заполняя расплавленным свинцом до краев гнездо шаблона (рис. 84).


85. Тиски для опрессовки блока электродов

Из полублоков составляются блоки, в которых отрицательные электроды должны чередоваться с положительными. Собранные блоки прокладываются сепараторами. Сепараторы устанавливают в блок электродов, начиная с середины, ребристой стороной к положительным электродам. После установки сепараторы выравнивают, с тем чтобы они равномерно выступали по обеим равномерно выступали по обеим сторонам блока. Снизу блока сепараторы должны быть в одной плоскости с ножками электродов. Собранные блоки электродов опрессовывают с помощью тисков (рис. 85) с целью придания им необходимых размеров, после чего вставляют их без резких ударов о призмы в баки или ячейки моноблока, соблюдая при этом правильное чередование полярности аккумуляторов. На каждый блок накладывается перфорированный винипластовый щиток таким образом, чтобы его края находились под «пятками» борнов. После установки блоков необходимо проверить, нет ли короткого замыкания между положительными и отрицательными электродами. Затем устанавливают аккумуляторные крышки, которые должны надеваться на борны свободно, щели между крышками и баками или ячейками моноблока заполняют асбестовым шнуром или резиновыми прокладками (в зависимости от типа батареи), после чего поверхность батареи заливают расплавленной мастикой вручную, с помощью специального ковша с оттянутым сливным носиком.

Для последовательного соединения отдельных аккумуляторов используются или высверленные при разборке батареи перемычки, или перемычки, вновь отлитые в форме (рис 72). Перемычки наваривают угольным электродом (рис. 86).

Сварка перемычек аккумуляторной батареи с помощью угольного электрода

  1. свариваемая перемычка
  2. присадочный свинцовый пруток
  3. угольный электрод
  4. провода от источника тока

86. Сварка перемычек аккумуляторной батареи с помощью угольного электрода

Наварка полюсного вывода автомобильной аккумуляторной батареи

  1. присадочный свинцовый пруток
  2. угольный электрод
  3. шаблон по форме и размеру полюсного вывода

87. Наварка полюсного вывода автомобильной аккумуляторной батареи

В случае необходимости производится наварка полюсных выводов. Выводы «под конус» навариваются с помощью специальных шаблонов (рис. 87). На неостывшие выводы теснителем знаков наносится знаки «+» или «—». Для батарей с выводами «под болт» используются или ранее снятые полюсные выводы, или вновь отлитые с помощью специальной формы (рис. 71).

Собранные аккумуляторные батареи заполняют свежим электролитом плотностью 1,12 г/см 3 и проводят им полный нормальный заряд, как и батареям, находящимся в эксплуатации.

По окончании заряда плотность электролита доводится до нормы, указанной в табл. 3, графа 6.

Источник

Оцените статью