Меню

Тяговые аккумуляторы для солнечных батарей

Аккумуляторы для солнечных батарей

Эти АКБ конечно самые дешевые, но самые не подходящие для солнечной электростанции, и перспектива менять АКБ каждый год не особо радует, так-как все-таки хоть они и самые дешевые, но тоже стоят денег. Средняя стоимость АКБ на 190-240Ач стоит 8-16т.руб.

Самые лучшие и подходящие для автономных систем, ИБП, солнечных батарей, ветрогенераторов — это литий-железо-фосфатные АКБ (lifepo4). Во первых у lifepo4 высокий КПД, самый высокий из всех типов АКБ и составляет он 95-98%. Только за счет КПД заряда-разряда энергии получается больше в сравнении с другими равной емкости. Ну и самое главное что lifepo4 не требует никакого обслуживания, его не надо многостадийно заряжать, и он не портится от недо-заряда и глубоких разрядов.

Его можно заряжать большими токами за короткое время, и можно оставлять разряженным сколько угодно времени. Сам по себе аккумулятор не портится и обещают средний срок службы 15 лет и 3000 циклов при разрядах на 80%, а при разрядах на 50% 5000 циклов, а если разряжать меньше, то циклов обещают до 10000. И в общем отзывы пока эти цифры подтверждают. Хотя эти АКБ относительно новые для нас и у людей в основном такие АКБ успели отработать по 2-7 лет, но про потерю емкости вроде никто не писал. Но и цены на эти АКБ довольно высокие, сборка (4 ячейки) АКБ 12в 240Ач стоит на момент написания статьи 56000 рублей.

К примеру на фото АКБ lifepo4 от Лиотех 240Ач

Есть так-же специализированные свинцово-кислотные аккумуляторы, которые хорошо подходят для солнечных батарей. Это к примеру тяговые АКБ, которые устанавливаются в электро-погрузчиках. Так-же такие АКБ используют в системах резервного электроснабжения. Например в ИБП для аварийного питания домашней электроники и котлов отопления. Так-же применяют бесперебойных системах электро-обеспечения средств связи, сигнализации, освещения.

Такие аккумуляторы служат гораздо дольше и устойчивы к глубоким разрядам. В ИБП они могут прослужить до 10-12 лет, так-как там мало циклов и они работают только когда случаются сбои в электросети. А в составе солнечных и ветряных электростанций такие АКБ конечно прослужат меньше, но все-же их не придется менять гораздо реже. К примеру аккумуляторы фирмы MNB серия ММ которых специально разработана для тяжелых условий эксплуатации и хорошо подходит для работы с солнечными батареями. Про них я уже писал Аккумуляторы для солнечных батарей

Производитель обещает до 1200 циклов что в принципе довольно прилично для работы в циклическом режиме, когда в темное время суток разряд, а днем зарядка ат солнечных батарей. Цена за аккумулятор фирмы MNB емкостью 250Ач примерно 30000 рублей, это грубо говоря в два раза дороже чем стартерные АКБ, но прослужит такой аккумулятор как минимум в три раза дольше.

Фото аккумулятора MNB емкостью 250Ач

Такие аккумуляторы как правило полностью герметичные и необслуживаемые, что позволяет размещать их дома, что большой плюс в отличие от автомобильных АКБ.

Так-же есть еще Никель-кадмиевые аккумуляторы, которые тоже хорошо подходят для солнечных электростанций. Особенно чистые АКБ без железа. Есть как обслуживаемые АКБ, так и необслуживаемые. У таких АКБ есть свои особенности по заряду и разряду и если не соблюдать рекомендации, то аккумулятор прослужит гораздо меньше чем обещают, и КПД заряда-разряда будет заметно ниже. Тоесть скажем закачав в АКБ пару киловатт, обратно он может отдать всего 1,4 киловатт, в основном это если заряжать и разряжать большими токами. А так в общем эти АКБ довольно выносливы и их емкость можно восстановить тренировочными циклами.

Читайте также:  Внешний аккумулятор что такое сквозная зарядка

По стоимости Никель-кадмиевые АКБ для автономных систем и солнечных батарей самые дорогие — наверно из-за небольшого спроса. Хотел написать стоимость, но на на момент написания статьи так и не нашел сайтов с открытыми ценами. Но ранее находил цены на сборку Ni-cd 250Ач в районе 70000 рублей. Вообще по-мониторив цены на разные щелочные аккумуляторы, они оказывается сильно подорожали, как будто их за доллары в США покупают, хотя производят их наши заводы.

фото KL250 ni-cd аккумулятор

В общем аккумуляторы это такой самый дорогой и расходный материал в составе солнечных электростанций, а без них в отсутствии электросети не обойтись. Понятно что денег всегда мало, но выкидывать их на дешевые АКБ просто не выгодно. Я считаю что лучшие аккумуляторы по цене и качеству это лифер (lifepo4). Покупая лифер можно рассчитывать на использование 80% емкости, и при этом АКБ проработает 10-15 лет (3000 циклов+). А к примеру автомобильный АКБ и полгода не протянет при таком циклировании.

Из свинцово-кислотных более подходящие это специализированные АКБ для резервных, бесперебойных и автономных систем. Но здесь есть свои нюансы. Как правило такие АКБ тоже быстро теряют емкость при глубоком циклировании, и только лучшие АКБ могут отдать до 1200 циклов при разрядах на 80-70%, а в основном 300-700 циклов. Обещанные циклы такие АКБ отрабатывают при разряде на 20-30%, по этому их надо в три раза больше чем lifepo4. Ну и цена свинцово-кислотных АКБ будет в два раза выше чем lifepo4.

В будущем возможно появятся новые типы аккумуляторов или что-то улучшится, но пока ситуация примерно вот такая.

Источник

Какие аккумуляторы лучше? Актуальная информация на 2021 год

Аккумуляторы имеют решающее значение, чтобы использовать вашу систему в рабочем состоянии в любое время суток. С неправильно подобранным банком аккумуляторов, вы сможете воспользоваться солнечной энергией только тогда, когда солнечные батареи ее производят, а при заходе солнца аккумуляторы могут быть не способны выдать необходимую мощность.

Зачем нужны аккумуляторы в системах на солнечных батареях

Поскольку солнечное излучение величина не постоянная и, если вы не подключены к центральной электросети или подключение не стабильное, недостаточно иметь просто солнечные батареи. Вам нужно где-то хранить энергию и наличие надежных аккумуляторных батарей, поможет вам сохранить электроэнергию, которую ваши солнечные панели производят в течение дня.

К вопросу «какой аккумулятор выбрать для солнечных батарей» надо подойти предельно серьезно, чтобы использовать вашу систему в рабочем состоянии в любое время суток. С неправильно подобранным банком аккумуляторов, вы сможете воспользоваться солнечной энергией только тогда, когда солнечные батареи ее производят, а при заходе солнца аккумуляторы могут быть не способны выдать необходимую мощность. При отсутствии хороших аккумуляторных батарей вам придется бороться с недостатком энергии, особенно если в сети электроснабжения есть перебои или она попросту отсутствует.

Свинцово – кислотные, в том числе AGM и GEL и литиевые аккумуляторы, набирающие популярность, на сегодня наиболее востребованы для электроснабжения, найдем их отличия и определим преимущества или недостатки.

Сравнение свинцово-кислотных и литиевых батарей

Свинцовые батареи стоят дешевле, но они имеют более короткий срок службы и по современным меркам низкую плотность энергии, а некоторые из них требуют регулярного технического обслуживания, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Литиевые батареи дороже, но они не требуют технического обслуживания и имеют более длительный срок службы, что соответствует их более высокой цене. Давайте более подробно рассмотрим какой лучше взять аккумулятор для солнечных электростанций, плюсы и минусы каждого варианта и объясним, почему вы можете выбрать один из них для своей системы.

Читайте также:  Минимальный заряд аккумулятора смартфона

Свинцово-кислотные с жидким электролитом

Отличительной особенностью этих батарей является то, что свинцовые пластины погружены в жидкий электролит. Их необходимо регулярно проверять и доливать каждые 1-3 месяца, чтобы они работали должным образом. Халатное отношение к обслуживанию может сократить их срок службы и аннулировать гарантию. Поскольку в ходе эксплуатации этот тип АКБ может выделять опасные газы, их необходимо устанавливать в вентилируемом помещении, чтобы позволить газам батареи выходить наружу.

Герметичные свинцово-кислотные

Герметизированные бывают двух типов: AGM и GEL, которые имеют много схожих свойств. Они практически не требуют обслуживания и влагозащищены. Отличия заключаются в электролите – в гелевом аккумуляторе он находится в загущенном состоянии, а в AGM электролит абсорбирован в стекловолокне. Считается, что они не выделяют газы, это не совсем так, поскольку для защиты аккумуляторов предусмотрены клапаны, которые могут открываться в экстренных ситуациях.

Панцирные OPzS и OPzV

Эти аккумуляторы являются разновидностью свинцово-кислотных аккумуляторов: OPzS – с жидким электролитом, а OPzV с электролитом в виде геля. Минусы – низкая плотность энергии и нелинейные разрядные характеристики, свойственные всем свинцовым аккумуляторам. Из плюсов можно отметить 1200-1500 циклов, при глубине разряда на 80%, что в 2-3 раза больше в сравнении с обычными свинцово-кислотными АКБ, но и более высокую цену, которая соизмерима уже со стоимостью LiFePo4 аккумуляторов.

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы

Одним из лучших химических составов литиевых АКБ для солнечных батарей является литий-железо-фосфат LiFePO4, он же LFP, еще встречается название «Лифер». Эта технология имеет в несколько раз больший срок службы, чем у свинцовых АКБ и может использоваться при более глубоких циклах. Благодаря линейным разрядным характеристикам можно использовать меньшую емкость, при разряде большими токами. Они также не требуют обслуживания или вентиляции, в отличие от заливных свинцово-кислотных батарей. LiFePO4 это одна из разновидностей литий-ионных батарей, но в отличие от них LiFePO4 пожаро-взрывобезопасны.

Литий-титанатные, они же LTO

Можно уверенно сказать, что это великолепные аккумуляторы и одни из лучших на данный момент и они имеют все вышеперечисленные плюсы LiFePO4 аккумуляторов, но и еще могут заряжаться просто огромнейшими токами в 10С (для сравнения «свинец» можно заряжать токами 0,1 – 0,2С) и имеют ресурс 16000 циклов. Из минусов можно отметить высокую цену и больший вес в сравнении с LiFePO4.

Литий-ионные, они же Li-ion

Имеют очень высокую плотность энергии и малый вес, благодаря чему широко применяются на электротранспорте, в том числе в Тесле, но имеют существенный недостаток — при повреждениях и при работе в нештатном режиме могут воспламеняться. У LiFePO4 и Литий-титанатных аккумуляторов отсутствует этот недостаток, поэтому они более предпочтительны для использования в автономных и бесперебойных системах.

Подводя промежуточный итог, можно отметить, что первоначальные вложения на литиевые батареи больше, но при эксплуатации стоимость владения получается значительно ниже — за время эксплуатации литиевых аккумуляторов приходится несколько раз заменить свинцовые АКБ.

Выделим основные превосходства литиевых LFP и LTO аккумуляторов над свинцово-кислотными:

  1. Срок службы в несколько раз больше, чем у свинцовых АКБ;
  2. Количество циклов при глубине разряда 80% составляет 2000-3500 у LFP и до 16000 у LTO, против 300-350 циклов у обычного «свинца» и до 1500 циклов у OPzS c OPzV;
  3. Быстрый заряд, благодаря способности принимать большие токи заряда (зарядный ток до 2С (у LFP) и до 10C (у LTO), против 0,1-0,3С у свинцовых;
  4. Линейные разрядные характеристики позволяют использовать в 2-3 раза меньшую емкость, в сравнении со «свинцом» и получать паспортную емкость независимо от разрядного тока;
  5. Меньший вес, высокая плотность энергии;
  6. Не выделяют вредные вещества и пожаро-взрывобезопасны.
Читайте также:  Горит знак зарядки аккумулятора

Из минусов литиевых АКБ можно отметить, что их нельзя использовать без системы балансировки и защиты BMS (Battery Management System) и более высокие первоначальные вложения.

Сравнительная таблица аккумуляторов:

Свинцовые автомобильные
Свинцовые AGM/GEL
Свинцовые OPzS
Свинцовые OPzV
Литий-ионные Li-ion
Литий-титанатные LTO
Литий-железо-фосфатные LiFePO4
Плюсы Низкие первоначальные вложения. Герметизирован-ные. Не выделяют газы Возможность обслуживания. хорошие показатели для свинцовых АКБ. Герметизирован-ные. Не выделяют газы. Хорошие показатели для свинцовых АКБ. Самая высокая плотность энергии. Малый вес и объем. Большой срок службы. Самый большой срок службы. Возможно заряжать и разряжать огромными токами. Полностью безопасны Высока плотность энергии. Большой срок службы. Большие зарядные и разрядные токи. Полностью безопасны.
Минусы Малый срок службы. Выделяют газы. Медленный заряд. Не способны долговременно выдавать большие токи. Нелинейные разрядные характеристики. Малый срок службы при постоянном циклировании. Медленный заряд. Не способны выдавать большие токи. Маленькая снимаемая емкость при разряде большим Высокая стоимость. Медленный заряд. Не способны выдавать долговременно большие токи. Маленькая снимаемая емкость при разряде большими токами. Высокая стоимость. Медленный заряд. Не способны выдавать долговременно большие токи. Маленькая снимаемая емкость при разряде большими токами. При повреждении или при работе в нештатном режиме опасны, обильно выделяют газы и пожароопасны. Нельзя использовать без системы балансировки и защиты. Самые большие первоначальные вложения. Нельзя использовать без системы балансировки. Высокие первоначальные вложения. Нельзя использовать без системы балансировки.
Номинальное напряжение 1шт, В 12 12 2 2 3,7 2,3 3,2
Количество шт последовательно, для получения 12В 1 1 6 6 4 6 4
Удельный вес, Вт*ч в 1кг 45 40 33 33 205 73 95
Цена за 1000 Вт*ч, руб (на 2019г) 7000 14000 16000 20000 14000 33000 16000
Количество циклов, при разряде 30% 750 1400 3000 5000 9000 25000 10000
Количество циклов, при разряде 70% 200 500 1700 1800 5000 20000 5000
Количество циклов, при разряде 80% 150 350 1300 1500 2000 16000 3000
Цена 1 цикла, при разряде на 30%, руб 9,3 10 5,3 4 1,6 1,3 1,6
Цена 1 цикла, при разряде на 70%, руб 35 28 9,4 11,1 2,8 1,7 3,2
Цена 1 цикла, при разряде на 80%, руб 46,7 40 12,3 13,3 7 2,1 5,3

Исходя из всех перечисленных аргументов и проведенному сравнительному анализу, можно сделать вывод, что литиевые аккумуляторы имеют превосходство над «свинцовыми» почти по всем параметрам. Но какой из основных трех типов литиевых батарей выбрать?

На наш взгляд на текущий момент для солнечной электростанции лучше купить аккумуляторы литий-железо-фосфатные, они имеют великолепные технические характеристики, долгий срок службы и в отличии от обычных Li-ion полностью безопасны. Более того, их стоимость 2 раза ниже, чем у литий-титанатых аккумуляторов и не смотря, что процессе эксплуатации LTO получаются выгоднее, существует большая вероятность купить восстановленный б/у LTO аккумулятор, который был снят с электротранспорта в Китае.

Поэтому в большинстве случаев предпочтительнее будут аккумуляторы по технологии LiFePO4.

Источник