Меню

Устройство для заряда аккумуляторов электроника

Автоматическое зарядное устройство ЭЛЕКТРОНИКА УЗ-А-6/12-6Д-УХЛ 3.1

Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-6/12-6,3-УХЛ 3.1 (в дальнейшем -устройство УЗ-А) предназначено для заряда 6-ти и 12-ти вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования.

Перед началом эксплуатации устройства УЗ-А (необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.

Устройство УЗ-А имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).

Устройство УЗ-А рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.

Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.

Технические данные

  • Напряжение питающей сети — 220 ± 22 В;
  • Частота сети — 50 ± 05 Гц;
  • Диапазон установки тока заряда — 0,5 — 6,3 А;
  • Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи через -10,5 ± 1 ч;
  • Потребляемая мощность, не более -145 Вт;
  • Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы (12 или 36±2В).

На лицевой панели расположены:

  1. светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
  2. индикатор тока для контроля тока заряда;
  3. кнопка включения устройства зарядного в режим заряда;
  4. ручка для установки тока заряда;
  5. светодиод, сигнализирующий об окончании цикла заряда.

На заднюю стенку устройства зарядного вынесен радиатор для охлаждения выпрямителя. На радиаторе установлены розетка для питания переносной лампы (12 или 36 В), электропаяльника и др., и предохранитель.

В нижней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-» для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.

Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного автоматического «Электроника».

Проверка работоспособности зарядного устройства

В условиях продажи зарядного устройства в магазине при отсутствии аккумулятора, а также у потребителя для проверки работоспособности зарядного устройства, допускается кратковременно использовать вместо аккумулятора батарейки из сухих элементов общим напряжением не менее 4 В (удобнее всего использовать батарейку на напряжение 4,5 В, допускается использование последовательно включенных элементов по 1,5 В каждый — не менее 3х элементов).

Проверку производить следующим образом:

  1. Установить ручку В в крайнее левое положение.
  2. Подключить контактные зажимы зарядного устройства к выводам батареи, соблюдая полярность: зажим «+» устройства к «+» батарейки, а зажим «-» устройства к «-» батарейки.
  3. Включить зарядное устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом па лицевой панели устройства загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод. Нажать кнопку [i]. При этом, если горел светодиод, то он погаснет.
  4. Поворотом ручки по часовой стрелке убедиться в изменении тока (ток будет плавно увеличиваться). Это является критерием работоспособности устройства. Примечание. Во избежание преждевременного выхода проверочной батареи из строя рекомендуется проверку тока проводить не более 5 ч- 10 секунд и величину тока устанавливать не более 3-5 А.
  5. После проверки выведите ручку (против часовой стрелки до отсутствия показаний зарядного тока. Отключите зарядное устройство от сети и от батарейки.

Требования по технике безопасности

При эксплуатации устройства УЗ-А не допускается:

  • замена предохранителя, а также ремонт устройства во включенном состоянии;
  • механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на него химически активной среды (кислот, масел, бензина и Т.Д.).

В процессе заряда допускается превышение температуры корпуса устройства над температурой окружающей среды не более 60 °С.

Устройство изделия

Устройство УЗ-А представляет собой выпрямитель с плавной установкой тока. С выводов 3, 6 сетевого трансформатора Т1 напряжение поступает на 2[-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2.

Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты X1 («плюс») и Х2 («минус»). Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.

Для отключения цепи заряда от аккумулятора через 10,5 ± 1 час, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1 + VT11 и микросхеме DD1.

На транзисторе VT1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме DD1 — счетчик импульсов, на транзисторах VT8 и VT10 — делитель частоты на 2, на транзисторе VT6 — управляемый генератор (стабилизатор) тока.

При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.

Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VTЗ и VT7.

Транзистор VT2 является усилителем этих импульсов по мощности.

Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» — вариант 1 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской схеме).

Рис. 3. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» — вариант 2 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате).

Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

Рис. 5. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

На транзисторе VT11 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.

Схема на транзисторах VT4 и VT5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 — 8 часов ток уменьшится в 1,3 — 2,5 раза).

На диодах VD7 и VD8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика. Диоды VD5 и VD6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.

Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VD2 и VD13.

Предприятие — изготовитель оставляет за собой право замены отдельных элементов схемы, не влияющих на технические характеристики изделия.

Подготовка и порядок работы

Вынуть из ниши сетевой шнур и контактные зажимы.

Установить устройство устойчиво на ручку — подставку.

Установить ручку регулировки в крайнее левое положение.

Подключить контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:

  • «+» зажима устройства к «+» аккумуляторной батареи;
  • «-» зажима устройства к «-» аккумуляторной батареи.

Включить устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом на лицевой панели загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод.

Нажать кнопку [i]. При этом, если после включения горел светодиод И, то он погаснет. Поворотом ручки регулировки установить по индикатору тока необходимый ток заряда.

При заряде аккумуляторной батареи ток заряда в первый момент может возрастать, а затем по мере заряда постепенно уменьшается, что является признаком увеличения ЭДС аккумуляторной батареи. Для улучшения режима заряда аккумулятора через 6-8 часов ток заряда автоматически уменьшится в 1,3 — 2,5 раза.

Через 10,5 часов (± 1 час) устройство автоматически отключается от аккумуляторной батареи, при этом на лицевой панели загорится светодиод.

Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

Источник

Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством электроника

Как известно, при неработоспособном аккумуляторе завести мотор не получится, поэтому автовладельцам периодически приходится осуществлять процесс зарядки АКБ. Именно процедура правильной зарядки во многом определяет работоспособность устройства. Как нужно зарядить аккумулятор на любом автомобиле с применением зарядного устройства, почему АКБ разряжается — ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

Процесс зарядки АКБ с помощью ЗУ

Для начала разберем, как правильно осуществляется подзарядка автомобильной батареи с помощью зарядного устройства. На сегодняшний день российский рынок предлагает автолюбителям огромный ассортимент зарядных устройств для АКБ — от недорогих приборов китайского производства до дорогих ЗУ от известных брендов. Чтобы правильно выбрать ЗУ — подробнее ознакомьтесь с материалами на нашем сайте, мы уже писали статью по этому вопросу.

Читайте также:  Аккумулятор автомобильный bosch кто производит

Первое, что необходимо учитывать — это схема зарядки, так как одни ЗУ функционируют с постоянным значением тока, другие — с постоянным напряжением. По факту это значит то, что любые ЗУ с постоянным током позволяют на 100% зарядить АКБ. Но есть вероятность перегрева электролита, соответственно, понижения срока применения аккумулятора.

Если говорить о ЗУ с постоянным напряжением, то они не будут перегревать электролит. Но и осуществить полный заряд АКБ машины полностью также не смогут, так как в конце процедуры ток начнет падать. Но это не повод отчаиваться, ведь существуют также зарядные устройства с комбинированным циклом, которые в первую очередь заряжают батарею, после чего стабилизируют уровень напряжения. Вся процедура осуществляется автоматически и не требует действий автолюбителя, но такие ЗУ, на практике считаются наиболее дорогими. При выборе уровня тока ЗУ учитывайте, что этот показатель должен составлять 10% от полной емкости АКБ, если показатель емкости 60 Ач, то ток должен быть 6 А (автор видео — VseInstrumenti).

Итак, определившись с выбором ЗУ для АКБ машины, можно приступать непосредственно к процедуре заряда, которая в целом достаточно проста. Если в вашем гараже есть розетка, то батарею можно даже не снимать с транспортного средства, самое важное в этом случае — отключить от устройства оба провода, как плюс, так и минус. В том случае, если АКБ автомобиля в любом случае придется снимать, то иногда это может вызвать определенные проблемы, в частности, с креплением устройства. При демонтаже аккумулятора постарайтесь избегать его контакта со своей одеждой, в некоторых случаях кислота может прожигать одежду. Естественно, любые работы по установке и снятию аккумуляторных батарей правильно осуществлять в перчатках.

Для того, чтобы не навредить батарее транспортного средства, до зарядки следует убедиться в том, что ее температура равна комнатной. Разумеется, это не означает, что устройство необходимо класть в кипяток, в противном случае перепад температур может привести к осыпанию активной массы пластин. Также наши автомобилисты часто допускают ошибки, пытаясь демонтировать АКБ при функционирующем моторе машины. В результате перепады напряжения, которые начнут происходить в процессе, будут способствовать поломке различных электрических устройств авто. При необходимости протереть аккумулятор, то применяйте для таких целей тряпку, обработанную нашатырем, одновременно следя за тем, чтобы различный мусор не попадал вовнутрь на электролит.

Зарядка аккумулятора в домашних условиях

В том случае, когда автомобильная АКБ снята, она практически готова к зарядке, но если батарея у вас обслуживаемая, то необходимо будет выполнить еще несколько действий. В частности, при зарядке АКБ специальным устройством нужно правильно демонтировать верхнюю крышу и открутить пробки, иногда они закрываются наклейкой. Это делается для того, чтобы в процессе зарядки АКБ могла дышать и при полном заряде не закипела и не взорвалась от давления газов. Также желательно произвести диагностику уровня рабочей жидкости в пластинах батареи — в том случае, если он ниже того, который должен быть, в колбы следует добавить дистиллята. Обычно на боковой стороне батареи есть отметки МИН и МАХ.

Если вы не дольете вовремя дистиллят, часть емкости батареи может быть навсегда потеряна, а иногда АКБ и вовсе выходит из строя. Итак, после подготовки можно приступать непосредственно к заряду — установите провода с зажимами от ЗУ на клемм вашей автомобильной батареи, при этом плюс подключается к плюсу, минус — к минусу. Разумеется, при подключении проводов необходимо удостовериться в том, что сетевой кабель от ЗУ не подключен к сети. То же самое касается процедуры отключения — сначала устройство для зарядки отсоединяется от сети, а потом демонтируются клеммы с АКБ.

Не нужно поднимать панику, если в ходе зарядки рабочий электролит станет издавать нехарактерные странные звуки, напоминающие кипение, это вполне нормально. Необходимо следить только за тем, чтобы АКБ не перегревалось в процессе, а если это произошло, то ЗУ необходимо отсоединить и дать батарее остыть, после чего процедуру можно возобновить (автор видео — sxemotehnika.ru).

Сколько времени необходимо для заряда?

Чтобы все действия были выполнены правильно, важно не передержать аккумулятор автомобиля при подключении к сети. Тем не менее, ответить на вопрос — сколько правильно заряжать батарею — нельзя, в большей степени здесь все зависит от того, как сильно разряжено устройство. Наиболее оптимальным вариантом решения вопроса в этом случае будет ориентироваться на индикатор заряда, установленный непосредственно в АКБ. Или же индикатор может располагаться на самом ЗУ. На практике в аккумуляторе автомобиля могут быть два индикатора — зеленый свидетельствует о зарядке элемента, красный — о его разрядке. Разумеется, могут быть и другие варианты, их значение, как правило, указывается на этикетке.

Непосредственно на самой зарядке для автомобильного аккумулятора также могут быть расположены диодные лампочки, которые горят соответствующим цветом или тухнут при полном зарядке. Так что перед эксплуатацией ЗУ желательно будет ознакомиться с инструкцией. Однако, практически любое ЗУ оснащается амперметром — этот вариант мониторинга уровня наиболее актуальный, чем более разряжена батарея, тем большим будет ток заряда. В том случае, если стрелка снизится до нуля или будет близкой к этому значению, то будет свидетельствовать о том, что батарея заряжена полностью. Такой параметр является неактуальным для устройств с постоянным током.

Зарядное устройство для АКБ авто

Следует также отметить, что можно просто посчитать время необходимой зарядки по обычной формуле — емкость АКБ делится на ток и умножается на 1.2. Нужно учитывать, что данная формула будет актуальна только для постоянного тока. Если зарядка функционирует по принципу поддержания напряжения, то правильно подсчитать точно время не выйдет. Помните о том, что всегда новую АКБ необходимо подзарядить перед эксплуатацией, так как перед ее покупкой она могла пролежать не один месяц в магазине, соответственно, потерять заряд. В этом случае для его восстановления правильно будет подзарядить АКБ в течение 1-2 часов.

Где заряжать?

Такому нюансу многие автолюбители не уделяют внимания и очень зря, так как на практике батарею лучше не заряжать в помещении или комнате, где нет вентиляции или которая не проветривается. Суть заключается в том, что в ходе зарядки автомобильная батарея может выделять различные вредные вещества, такие как сернистый газ, хлористый водород, арсин и прочие токсичные элементы. Их концентрация в любом случае является вредной для человеческого организма — вдыхание может способствовать появлению головной боли, кашля и других признаков ухудшения самочувствия. Тем более, что все эти элементы, которые выделяются из батареи, со временем осядут на предметах быта и будут воздействовать на человека еще очень долго. Так что в любом случае наиболее правильным местом для заряда батареи будет или улица, или хорошо проветриваемое помещение (автор видео — Banner-akb).

Причины разряда АКБ

Батарея сама по себе разряжается всегда. Этому способствуют различные устройства, к примеру, противоугонная система, иммобилайзер и прочие. Наиболее часто разряд компонента происходит при минусовых температурах зимой. Если на улице мороз, ток саморазряда в устройстве всегда будет расти, соответственно, заряд начнет снижаться. Если произошло так, что аккумулятор разрядился в холод, то перед осуществлением заряда, как мы уже сказали ранее, АКБ необходимо прогрет до комнатной температуры.

Читайте также:  Аккумуляторы для радионяни tomy

Ниже приведены факторы, способствующие разряду:

  1. Плохая противоугонная система. Так как сигнализация работает всегда после того, как человек ее включает для охраны машина, пусть небольшого разряда, но аккумулятору не избежать. Наиболее вероятно, что аккумулятор будет больше разряжаться при использовании спутниковой сигнализации. Естественно, это не повод отказываться от сигналки, поскольку только так вы можете защитить свое транспортное средство во время отсутствия. Необходимо помнить о том, что при монтаже противоугонной системы с множеством функций, которые активируются при ее включении, следует заранее позаботиться о том, как выработать систему зарядки.
  2. Акустическая система. Естественно, если транспортное средство оборудовано мощным сабвуфером, усилителем и аудио системой — то это хорошо. Но поскольку эти элементы в изначально для батареи представляют собой потребители тока, нужно понимать, что они вызывают разряд. В частности, если вы используете некачественную или не оригинальную акустику.
  3. Сбои в работе электроприборов и электрических узлов. В том случае, если в транспортном средстве некорректно функционируют распределители искры, всевозможные блоки, катушка или непосредственно стартер, то это в любом случае способствует разряду аккумулятора. Так как все перечисленные компоненты в любом случае взаимодействуют друг с другом, поломка или сбои в работе одного, рано или поздно отразятся на функционировании остальных. Так что, если вы зафиксировали проблемы в работе каких-либо узлов, следует их оперативно решать.
  4. Поломка генератора. Что касается генератора, то этот компонент является основным элементом любой электроцепи автомобиля. При некорректном функционировании аккумулятор может разряжаться гораздо быстрее, чем всегда. На практике основной причиной поломки генератора является выход из строя реле регулятора. Если случилось так, что генератор сам работает с перебоями или вовсе вышел из строя, то в результате вам придется менять устройство на новое. Поменять генератор — это не проблема, но стоимость решения вопроса может быть достаточно высокой. Более проблематично выявить поломку устройства, поскольку в определенных случаях даже новый генератор ломается достаточно быстро. Причиной некорректной работы генератора может быть плохо натянутый ремешок, если это так, то девайс не сможет функционировать на всю силу.

Рекомендации

  1. Чтобы не допустить ускоренного разряда, следует правильно использовать АКБ. Перед тем, как заглушить двигатель, выключите все световые приборы и музыку, а также другие потребители тока. Дайте двигателю поработать еще несколько минут, чтобы он мог восполнить заряд батареи.
  2. Чтобы правильно все сделать, не вздумайте перезаряжать АКБ, ни к чему хорошему это не приведет.
  3. Применяйте только ЗУ хорошей сборки от надежных производителей. Сегодня можно изготовить ЗУ своими силами, можете применять их только в том случае, если вы уверены в их работоспособности.
  4. Плюс всегда подсоединяется к плюсу, минус — к минусу.
  5. Батарею всегда необходимо подзаряжать в проветриваемой комнате или в гараже.
  6. Сначала кабеля ЗУ соединяются с батареей и только потом зарядка включается в сеть.

Видео «Какие нюансы учесть при зарядке АКБ?»

Все подробности о зарядке автомобильного аккумулятора приведены на видео (автор видео — SAOS + обо всём на свете).

Доброго времени суток.

Я не знаю, сколько лет уже зарядному устройству для аккумуляторов «Электроника», не знаю можно ли его сейчас купить (идентичные внешне и по параметрам аналоги есть точно в продаже на юлмарте), но я должен упомянуть о нем, просто из уважения к древней штуковине.

Кстати сейчас самое время автолюбителям заглянуть под капот и проверить состояние аккумуляторов, ведь мало кто желает не завестись на морозе? Мне хватило один раз в жизни с такой проблемой столкнуться, чтобы заряжать батарею перед наступлением холодов. Так вот кто еще не успел, у кого еще тепло, доставайте аккумуляторы, находите свои зарядные устройства и обслуживайте батарею.

Зарядным устройством для аккумуляторов «Электроника» УЗС-П-12-6,3 УХЛ3.1 на постоянной основе я не пользуюсь, но оно использовалось моим отцом раньше, потом перешло к тете, которая заряжает им батареи аж трех автомобилей. У меня собственного зарядного нет, поэтому беру у родственников.

Есть ли у данного прибора какие то особенности? О да, они имеются. Прямо как у настенных часов Energy EC-03, о которых я недавно писал. Это зарядное устройство невыносимо громко работает. Гудит то есть. Или жужжит. Не знаю как это правильно назвать.

К недостаткам можно отнести отсек для проводов. Его сделали, спасибо за это, но почему такой маленький? В него проблемно не только засунуть три провода, но не меньшей проблемой так же становится их извлечение оттуда! Когда занимаешься выколупыванием (а они же обязательно внутри зацепятся за что нибудь, иначе и быть не может), молишься автомобильному богу, чтобы провода не оторвались. Ну сложно было сделать отсек больше?

Качество сборки не могу назвать отличным. Крутилка для установки тока заряда потеряна была еще. даже не могу вспомнить сколько лет назад. Внутри что то отвалилось так же давно. Возможно поэтому во время работы устройства, когда оно начинает очень сильно шуметь, помогает старый русский способ починки – удар по корпусу. А может поэтому что то и отвалилось. Но способ работает тут в любом случае.

Можно разобрать, посмотреть, что там тарахтит, но меня давно научили одной великой мудрости, которая звучит так: «не мешай технике работать». Хотелось упомянуть еще одну: «мат-часть не на. «, ну самцы должны были ее слышать, заканчивать лучше не буду. Так что не лезу внутрь. Вдруг еще сломаю, а зарядник ведь не мой. Конфуз будет.

(на зажимах таки есть обозначения «+» и «-«. сразу их я не заметил, а по цвету проводов догадаться не мог)

Кроме озвученных выше, недостатков вроде у зарядного устройства для аккумуляторов «Электроника» УЗС-П-12-6,3 УХЛ3.1 нет.

В настройке оно просто. Включаешь в сеть, смотришь чтобы на панели управления загорелась зеленая лампочка. Загорелась? Старичок еще в деле, работает. Далее можно поставить автоматический режим зарядки или ручной. У обоих режимов есть свои плюсы и минусы, но мне когда объясняли, что лучше всего заряжать аккумулятор в таком режиме, когда ток то подается, то нет. Извините, не владею языком.

Так вот именно так работает автоматический режим. Я думал, что зарядник сам должен выставить нужную величину тока, но либо мой экземпляр барахлит, либо регулировать все равно должна могучая рука величайшего творения природы – человека. В моем случае 2.5 А было выставлено. И все. Дальше «Электроника» начинает работать в режиме заряд-пауза-заряд-пауза.

Разобраться в какой момент времени пора выключать зарядное, я смог только почитав форумы. Электроника сама не выключится – а снимать с зарядки аккумулятор нужно тогда, когда в автоматическом режиме паузы между зарядом будут в районе минуты и будет обильное газовыделение (только вот не было уточнения, откуда оно должно начаться. из створок пользователя или из отверстий аккумулятора, так что нужно быть начеку). Так советовали. Для полностью разряженного аккумулятора по времени это будет как раз ночь. Правда добивать батарею все равно нужно в ручном режиме, что мне не особо понятно.

В общем штука безусловно полезная, нужная и необходимая в гараже каждого автолюбителя. Победить ее главный для меня недостаток (шумная работа) смог. Оказывается, шумела пластмассовая крышечка отсека для проводов. Вот еще бы над дизайном кто-нибудь потрудился и зарядное устройство «Электроника» заслужило бы твердую четверку с плюсом, а так только простую могу поставить.

Читайте также:  Монтажный блок предохранителей аккумулятора

Еще раз скажу, что даже если именно такое же зарядное устройство сейчас купить нельзя (может и можно, я не смотрел), то в интернет-магазинах есть его копии, схожие как внешне, так и по характеристикам, так что можно прикупить. Цена? Чуть больше тысячи стоит. Не так уже много.

Следите за сердцами своих железных друзей. Сердце вовсе не мотор. Мотор ведь еще как то запустить нужно. для запуска нужен ток. А где его взять в машине, если аккумулятор мертвый?

Спасибо за внимание.
С уважением, Михаил.

Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-6/12-6,3-УХЛ 3.1 (в дальнейшем -устройство УЗ-А) предназначено для заряда 6-ти и 12-ти вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования.

Перед началом эксплуатации устройства УЗ-А (необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.

Устройство УЗ-А имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).

Устройство УЗ-А рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.

Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.

Технические данные

  • Напряжение питающей сети – 220 ± 22 В;
  • Частота сети – 50 ± 05 Гц;
  • Диапазон установки тока заряда – 0,5 – 6,3 А;
  • Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи через -10,5 ± 1 ч;
  • Потребляемая мощность, не более -145 Вт;
  • Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы (12 или 36±2В).

На лицевой панели расположены:

  1. светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
  2. индикатор тока для контроля тока заряда;
  3. кнопка включения устройства зарядного в режим заряда;
  4. ручка для установки тока заряда;
  5. светодиод, сигнализирующий об окончании цикла заряда.

На заднюю стенку устройства зарядного вынесен радиатор для охлаждения выпрямителя. На радиаторе установлены розетка для питания переносной лампы (12 или 36 В), электропаяльника и др., и предохранитель.

В нижней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-» для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.

Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного автоматического «Электроника».

Проверка работоспособности зарядного устройства

В условиях продажи зарядного устройства в магазине при отсутствии аккумулятора, а также у потребителя для проверки работоспособности зарядного устройства, допускается кратковременно использовать вместо аккумулятора батарейки из сухих элементов общим напряжением не менее 4 В (удобнее всего использовать батарейку на напряжение 4,5 В, допускается использование последовательно включенных элементов по 1,5 В каждый – не менее 3х элементов).

Проверку производить следующим образом:

  1. Установить ручку В в крайнее левое положение.
  2. Подключить контактные зажимы зарядного устройства к выводам батареи, соблюдая полярность: зажим «+» устройства к «+» батарейки, а зажим «-» устройства к «-» батарейки.
  3. Включить зарядное устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом па лицевой панели устройства загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод. Нажать кнопку [i]. При этом, если горел светодиод, то он погаснет.
  4. Поворотом ручки по часовой стрелке убедиться в изменении тока (ток будет плавно увеличиваться). Это является критерием работоспособности устройства. Примечание. Во избежание преждевременного выхода проверочной батареи из строя рекомендуется проверку тока проводить не более 5 ч- 10 секунд и величину тока устанавливать не более 3-5 А.
  5. После проверки выведите ручку (против часовой стрелки до отсутствия показаний зарядного тока. Отключите зарядное устройство от сети и от батарейки.

Требования по технике безопасности

При эксплуатации устройства УЗ-А не допускается:

  • замена предохранителя, а также ремонт устройства во включенном состоянии;
  • механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на него химически активной среды (кислот, масел, бензина и Т.Д.).

В процессе заряда допускается превышение температуры корпуса устройства над температурой окружающей среды не более 60 °С.

Устройство изделия

Устройство УЗ-А представляет собой выпрямитель с плавной установкой тока. С выводов 3, 6 сетевого трансформатора Т1 напряжение поступает на 2[-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2.

Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты X1 («плюс») и Х2 («минус»). Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.

Для отключения цепи заряда от аккумулятора через 10,5 ± 1 час, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1 + VT11 и микросхеме DD1.

На транзисторе VT1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме DD1 – счетчик импульсов, на транзисторах VT8 и VT10 – делитель частоты на 2, на транзисторе VT6 – управляемый генератор (стабилизатор) тока.

При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.

Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VTЗ и VT7.

Транзистор VT2 является усилителем этих импульсов по мощности.

Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» – вариант 1 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской схеме).

Рис. 3. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» – вариант 2 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате).

Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

Рис. 5. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

На транзисторе VT11 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.

Схема на транзисторах VT4 и VT5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 – 8 часов ток уменьшится в 1,3 – 2,5 раза).

На диодах VD7 и VD8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика. Диоды VD5 и VD6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.

Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VD2 и VD13.

Предприятие – изготовитель оставляет за собой право замены отдельных элементов схемы, не влияющих на технические характеристики изделия.

Подготовка и порядок работы

Вынуть из ниши сетевой шнур и контактные зажимы.

Установить устройство устойчиво на ручку – подставку.

Установить ручку регулировки в крайнее левое положение.

Подключить контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:

  • «+» зажима устройства к «+» аккумуляторной батареи;
  • «-» зажима устройства к «-» аккумуляторной батареи.

Включить устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом на лицевой панели загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод.

Нажать кнопку [i]. При этом, если после включения горел светодиод И, то он погаснет. Поворотом ручки регулировки установить по индикатору тока необходимый ток заряда.

При заряде аккумуляторной батареи ток заряда в первый момент может возрастать, а затем по мере заряда постепенно уменьшается, что является признаком увеличения ЭДС аккумуляторной батареи. Для улучшения режима заряда аккумулятора через 6-8 часов ток заряда автоматически уменьшится в 1,3 – 2,5 раза.

Через 10,5 часов (± 1 час) устройство автоматически отключается от аккумуляторной батареи, при этом на лицевой панели загорится светодиод.

Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

Источник