- Аккумуляторы и батареи
- Замена электролита в аккумуляторе
- Полная замена электролита в аккумуляторе
- Почему нельзя доливать электролит в аккумулятор
- В каких случаях доливать электролит в аккумулятор?
- Что доливать в аккумулятор, воду или электролит
- Когда доливать в электролит, а когда воду
- Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор
- Как разобрать необслуживаемый аккумулятор чтобы долить электролит
- Что нужно знать о замене электролита в аккумуляторе
- Зачем и в каких ситуациях проводится замена
- Что необходимо для замены
- Процедура замены
- Подготовка и удаление
- Промывание
- Залив жидкости и зарядка
- О чём должен помнить автомобилист
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Замена электролита в аккумуляторе
Свинцовые автомобильные аккумуляторы накапливают энергию до тех пор, пока идет химическая реакция между электролитом и токопроводящими пластинами. При изменении плотности электролита, этот процесс нарушается. Неважно, по какой причине испортился электролит, аккумулятор не работает. Требуется замена электролита, корректировка плотности или приобретение новой АКБ. В случае если электролит приобрел черный цвет, в нем взвесь угля и окалины – аккумулятор придется менять.
Полная замена электролита в аккумуляторе
Электролит представляет смесь серной кислоты с водой в определенной пропорции. О концентрации раствора узнают по плотности, измеряемой ареометром. Показатель основной, даже сотые доли влияют на способность электролита работать на накопление энергии.
Признаки негодного электролита:
- Измерение плотности на заряженном аккумуляторе ареометром. Значение должно быть 1,25 -1,27 г/см3.
- Мутный электролит – свидетельство того что внутри идут паразитные процессы сульфатирования.
- Электролит перемерзал, но герметичность корпуса не нарушена.
- Раствор черный или темно-коричневый со взвесью угля и окалины.
Замена электролита в аккумуляторной батарее будет эффективна, когда полости банок обследованы, промыты, удален сульфатный осадок. Если разрушены пластины, осыпалось активное вещество – аккумулятор не ремонтопригоден.
В домашних условиях полная замена электролита в аккумуляторе автомобиля происходит в последовательности:
- Подготовить эмалированную или стеклянную посуду для слива электролита, средства личной защиты, место для работы, лучше, на открытом воздухе.
- Аккумулятор извлечь, из автомобиля, снять пробки или просверлить отверстия в необслуживаемом АКБ, слить жидкость в подготовленную тару, пользуясь грушей или шприцом.
- Аккумулятор промывается дистиллированной водой многократно, пока не удалится осадок. Возможно, придется удалять сульфат свинца, если есть осадок на пластинах. Нужно убедиться что активная замазка не осыпалась, угольная решетка цела.
- Медленно, с перерывами залить электролит нужной плотности в каждую банку выше пластин на 5-7 мм. Подождать 2-3 часа для выхода пузырьков, замерить плотность электролита, довести до нормы
- Зарядку аккумулятора после замены электролита вести малым током 0,1 А, не допуская закипания. После набора половины емкости, зарядка ведется циклично.
- Произвести герметизацию банок.
Сколько времени заряжать аккумулятор? Заряжать аккумулятор после замены электролита нужно бережно, как после глубокой разрядки. Операция замены электролита своими руками в автомобильном аккумуляторе считается законченной, если он полностью принимает ток длительное время. Зарядка ведется осторожно, кипение в банках недопустимо.
Предлагаем посмотреть видео по правильной замене электролита в автомобильном аккумуляторе.
Почему нельзя доливать электролит в аккумулятор
Вы замерили уровень в банках аккумулятора, он ниже нормы? Это значит, что часть воды испарилась. Если это обслуживаемый аккумулятор, нужно замерить уровень в каждой банке и долить электролит до нормы водой. В необслуживаемом АКБ сквозь стенки видно зеркало залива.
Упал уровень, значит в растворе мало воды и высокая плотность. Добавленный электролит повысит уровень, но плотность раствора останется высокой. Это пагубно для пластин АКБ, сокращается срок службы батареи. Поэтому следует электролит доводить до уровня, доливая дистиллированную воду.
Посмотрите видео о правилах замены электролита.
В каких случаях доливать электролит в аккумулятор?
Электролит в аккумулятор доливают, когда снижается емкость. При этом замеры ареометром содержимого каждой банки показывают снижение плотности. Возможно, в АКБ произошла сульфатация, связанный кислотный остаток в PbSO4 не участвует в реакции.
Если электролит, извлеченный из банок прозрачный, светлый, его можно использовать вторично, добавив корректирующий раствор, плотностью 1,4 г/см3. После снятия осадка на пластинах, батарея заливается прежним электролитом, но он низкой концентрации. Можно ли довести раствор до нужной плотности, доливая электролит? Какой состав взять, и сколько нужно долить в аккумулятор корректирующего раствора?
По технологии нужно заменить порцию слабого состава крепким. Долить и изъять электролит из банок раствор можно, воспользовавшись грушей и мерным цилиндром. Как поменять растворы, в какой пропорции видно из таблицы.
При этом следует использовать только электролит для корректировки. После операции замены, в течение получаса ведется подзарядка, чтобы жидкости смешались. Через два часа после отключения ЗУ проверяется плотность, если нужно, корректировка повторяется.
Предлагаем ознакомиться на видео, как долить электролит в аккумулятор.
Что доливать в аккумулятор, воду или электролит
При соблюдении условий эксплуатации, необслуживаемые аккумуляторы не требуют контроля плотности и уровня электролита. Обслуживаемые АКБ имеют специальные пробки – доступ к каждой банке. В них регулярно проверяются показатель качества и уровня электролита. Запас энергии батареи определяется по самому слабому элементу. Поэтому необходимо поддерживать плотность электролита во всех банках равной.
Плотность в банке может снизиться, если началась сульфатация. Тогда добавка электролита не поможет. Сильное сопротивление забитых пластин не пропускает заряд, добавленная кислота увеличит отложения. В этом случае заряд восстановит сульфатирование. Вот почему нельзя в АКБ с налетом сульфата свинца доливать электролит.
Доливать ли воду в аккумулятор? Если уровень электролита в банках низок, это указывает на интенсивное кипение батареи во время работы. Испаряется в основном водород. С оголенных пластин может осыпаться активная замазка, произойдет сульфатирование, коррозия. Поэтому подлить дистиллированную воду необходимо, но после этого аккумулятор нужно ставить на зарядку по полному циклу.
В период восстановления емкости частично разрушаются кристаллы свинца, происходит разбавление плотного раствора, происходит восстановление активности электролита. Доливают электролит или воду в АКБ в отверстия, прикрытые пробками, малой струей через воронку. Зарядку начинают не сразу, чтобы вышел воздух, смешались составы.
Контроль плотности следует произвести через полчаса после отключения ЗУ. При отклонениях плотности выполнить корректировку.
Когда доливать в электролит, а когда воду
Вопрос, чем долить, если мало электролита в банках аккумулятора требует особого освещения. Такие жидкости, как электролит или дистиллированная вода, нужно заливать в аккумулятор правильно. Корпус и воронка должны быть чистыми, заливаемая жидкость прозрачная, без взвеси. Долить электролит водой можно, используя медицинский шприц без иглы, если корректировка требуется незначительная.
В каких случаях можно доливать воду в электролит аккумулятора? Если в одной или нескольких банках уровень электролита в АКБ низкий. Это происходит из-за кипения банок в условиях повышенной температуры или глубокого разряда. Добавлением дистиллированной воды восполняются потери объема, уменьшается плотность электролита, предотвращается скорый износ батареи.
Нужно ли заряжать аккумулятор после добавления воды, или замены электролита? Любое изменение внутреннего баланса требует выравнивания и стабилизации. После изменения концентрации жидкости необходимо провести полный цикл зарядки, убедиться, что аккумулятор не потерял емкость, стабильно напряжение на клеммах, обеспечивает пусковой ток.
Можно ли долить электролит в аккумулятор, если случайно его выплеснули? Как это случилось? Возможно, перевернули прибор. Это один из немногих случаев, когда вытекший электролит заменяют точно таким же и даже температуру подгоняют. Но все равно потребуется подзарядка и проверка плотности.
Посмотрите видео, как правильно долить электролит в аккумулятор. Вода или электролит, что доливать?
Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор
Все намного сложнее, если потребовалось долить воду в электролит необслуживаемого аккумулятора автомобиля. Сквозь полупрозрачные стенки можно увидеть, сколько электролита в банках. Но как проникнуть в корпус необслуживаемого аккумулятора?
Есть модели, проникнуть внутрь в которых можно отрезав болгаркой верхнюю крышку. Но такие действия нужны, если нужно удалить накипь и промыть осевший внизу шлам. Для того чтобы долить жидкость до нужного уровня сверлят отверстие в корпусе. Позже его заклеивают эпоксидным клеем.
Полностью необслуживаемый аккумулятор требует бережного обращения, боится глубоких разрядов и нестабильной работы бортовой АКБ. Заявленные 5-7 лет он выдерживает только в идеальных условиях.
Как разобрать необслуживаемый аккумулятор чтобы долить электролит
В современных АКБ, таких как VARTA, под декоративной наклейкой можно увидеть 6 пластинок, плотно утопленных в корпус. Если подковырнуть кружок шилом, можно под ним обнаружить пробку резиновую. Тогда появится возможность отобрать пробу электролита, провести замер плотности, откорректировать состав. Если нет пробки – в каждой банке колется отверстие тонким шилом, а вода запускается из шприца, каплями.
Но если обнаружено, что в банках на пластинах белесые полосы – это сульфатация. Чтобы очистить полости, убрать осадок внизу, потребуется вскрыть крышку распиливанием.
Посмотрите видео, как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор.
Долить электролит в гелевый аккумулятор
Необслуживаемый гелевый аккумулятор представляет тот же свинцовый аккумулятор, но электролит загустили, он находится в виде геля. С годами вследствие электрохимических паразитных реакций получается водород, выходящий из резинового вентиляционного клапана. Гель обезвоживается и уже неплотно прилегает к пластинам. Емкость АКБ уменьшается.
Долить воду в банки аккумулятора просто. Нужно снять наклейку на корпусе, снять колпачки-клапаны и закапать в каждую банку по 1,2 мл воды. Вода должна впитаться в желеобразную массу. Нужно время. Через полчаса, если вода выше поверхности пластин батареи – извлеките ее фильтром или шприцом.
Источник
Что нужно знать о замене электролита в аккумуляторе
Электролит является важнейшим компонентом свинцово-кислотной аккумуляторной батареи. Это рабочая жидкость, благодаря которой между отрицательными и положительными пластинами могут протекать электрохимические процессы.
Срок службы даже самых современных АКБ обычно не превышает 5–6 лет. Встречаются и более «живучие» устройства, но тут многое зависит уже от соблюдения правил эксплуатации и обслуживания.
Обидно, когда отказ батареи происходит уже через пару лет после покупки. Потому автомобилисты стремятся тем или иным образом продлить жизнь источнику питания. Существует несколько способов добиться желаемого. Один из них предусматривает замену электролита. Процедура достаточно простая и финансово выгодная. Тут главное – соблюдать правила и рекомендации при замене рабочей жидкости.
Зачем и в каких ситуациях проводится замена
Для начала нужно разобраться с особенностями замены электролита в аккумуляторах и понять, когда и зачем это делается.
Существует достаточно распространённое мнение или даже, скорее, миф. Некоторые автомобилисты в него искренне верят. Они уверены, что периодическая полная замена электролита в автомобильном аккумуляторе – процедура просто необходимая. Это якобы один из методов профилактики, позволяющий продлить срок службы АКБ.
В действительности это не так.
При соблюдении правил эксплуатации залитый на производстве электролит служит полный срок и утилизируется вместе с АКБ. Потребоваться может только контроль состояния, уровня и доливка дистиллированной воды.
На вопрос о том, надо ли менять старый электролит в аккумуляторах, можно ответить следующим образом. Обойтись без замены можно лишь в идеальных условиях. На практике добиться их удаётся не так часто.
Среди наиболее распространённых ситуаций, когда замена всё же может потребоваться, выделяют такие:
- помутнение электролита;
- низкая плотность в банках при полном заряде;
- высокие показатели саморазряда;
- эксплуатация при пониженном уровне жидкости;
- замерзание.
Нельзя сказать точно, поможет ли проведённая замена электролита в автомобильном аккумуляторе в той или иной ситуации. Но если проблема кроется в самой жидкости, прибегнуть к такой процедуре стоит.
Чаще всего автомобилисты сталкиваются именно с помутнением смеси серной кислоты и дистиллированной воды. Изменение цвета изначально прозрачной жидкости связано с такими явлениями:
- применение электролита низкого качества;
- доливка обычной воды вместо дистиллята;
- длительная эксплуатация АКБ;
- осыпание пластин и пр.
Эксплуатация АКБ с мутным электролитом обычно ведёт к существенному падению ёмкости, из-за чего полного заряда хватает буквально на пару пусков двигателя. Ещё такая батарея будет плохо набирать заряд от ЗУ и генератора, демонстрировать высокий саморазряд.
Если электролит мутный, но никаких проблем не наблюдается, всё равно менять жидкость необходимо.
Главное – убедиться в том, что помутнение и изменение характеристик не связаны с осыпанием свинцовых пластин. Если это произошло, тогда АКБ подлежит утилизации. Простая смена рабочей жидкости уже не поможет.
Что же касается того, можно ли полностью поменять в автомобильном аккумуляторе старый электролит, то так делать допускается. Важно избавиться от потерявшей свои свойства жидкости, а также убрать осадок, способный испортить свежий электролит.
Что необходимо для замены
Решив заняться заменой электролита в автомобильном аккумуляторе, предварительно потребуется подготовить всё необходимое для этого.
К списку требуемых инструментов и материалов относят:
- готовый электролит;
- дистиллированную воду;
- тару для слива старой жидкости;
- ветошь;
- воронку;
- резиновую грушу;
- ареометр;
- ЗУ;
- мультиметр или вольтметр (постоянный ток).
Электролит должен иметь плотность, соответствующую климатическим условиям вашего региона. Обычно это 1,28 г/см³. Его количество определяется ёмкостью АКБ. Для популярных батарей на 60 Ач обычно требуется от 2,5 до 3 литров.
Количество дистиллированной воды составляет от 5 до 10 литров. Тару для слива, как и воронку для заливки, выбирайте только из устойчивых к кислоте материалов. К ним можно отнести стекло и пластик.
Помимо материалов и инструментов, также пригодятся средства защиты. Это очки, перчатки, доступ к проточной воде, мыло.
Процедура замены
Теперь непосредственно о том, как заменить своими силами электролит в аккумуляторе.
Вся процедура делится на несколько этапов:
Зная о том, как нужно менять электролит в аккумуляторе, вам удастся успешно выполнить поставленную задачу.
Подготовка и удаление
Автомобилисты справедливо считают, что успешная замена старого электролита в автомобильном аккумуляторе, которая проводится в домашних условиях, более чем на 50% зависит от правильной подготовки батареи и удаления старой рабочей жидкости.
Когда выполняются подготовка и слив, важно максимально качественно подготовить источник питания к последующей заливке свежего электролита.
Чтобы подготовиться и самостоятельно заменить изношенный электролит в аккумуляторе своего автомобиля, нужно сделать следующее:
- подготовить помещение с хорошей вентиляцией и температурой 15–20 градусов Цельсия;
- снять АКБ с автомобиля, перенести в помещение;
- очистить поверхности корпуса;
- при наличии следов электролита на батарее промыть её ветошью и содовым раствором;
- используя грушу, начать постепенно высасывать из банок батареи старую жидкость;
- по мере извлечения электролита можно постепенно наклонять АКБ;
- когда при наклоне батареи на 45 градусов груша уже не сможет ничего доставать, слив можно считать завершённым.
Многих интересует, можно ли при замене старого электролита переворачивать автомобильный аккумулятор. Тут ответ однозначный.
Ни в коем случае не пытайтесь слить жидкость, просто открутив крышки и перевернув АКБ. Также нельзя сверлить в днище отверстия, чтобы ускорить процесс выведения электролита.
Если перевернуть батарею, весь осадок, осевший в придонных призмах, окажется на пластинах. Это ни к чему хорошему не приведёт. Сверлить нельзя, поскольку электроинструмент может ударить вас током, вы нарушите герметичность, часть кислоты выльется вам на руки, и есть риск просто повредить свинцовые пластины.
Потому слив выполняется только с помощью груши и до наклона не более 45 градусов относительно ровной горизонтальной поверхности.
Вот почему важно знать, как правильно и безопасно поменять старый электролит в уже немного изношенном аккумуляторе. Опыт показывает, что более чем в 80% случаев, когда жидкость сливается путём переворачивания АКБ, источник питания просто отправляется на свалку.
Промывание
Следующим этапом будет промывка АКБ от остатков старого электролита. Задача не менее ответственная.
На этот счёт можно дать следующие рекомендации:
- разместите АКБ на ровной горизонтальной поверхности;
- с помощью груши залейте во все банки дистиллированную воду;
- убедитесь, что вода полностью покрыла пластины;
- дайте батарее постоять около 10–20 минут;
- немного покачайте в стороны батарею, что позволит поднять осадок;
- слейте воду по аналогии с кислотой, то есть грушей.
Только не трясите устройство. Тряска может свести к нулю все ваши старания.
Слив грушей воду, повторите процедуру ещё несколько раз.
Как только сливаемая из батареи вода станет чистой, промывку можно заканчивать.
Часто автомобилисты интересуются, нужно ли после выполненной замены старого электролита заряжать аккумулятор. Об этом в следующем разделе.
Залив жидкости и зарядка
Теперь остаются последние два этапа. Правильная заливка и последующая зарядка АКБ также играют большую роль.
В заливке нет ничего сложного. Аккуратно берёте готовый раствор и постепенно заполняете им с помощью груши банки аккумуляторной батареи. Либо воспользуйтесь воронкой и постепенно, небольшими порциями, через неё заливайте состав.
В общей сложности может уйти от 2,5 до 5 литров готового раствора воды и серной кислоты. С помощью корпуса от ручки (прозрачного) можно убедиться в правильном уровне. Для этого после заливки вставьте корпус в банку, коснувшись пластин, второй конец закройте пальцем и поднимите.
После заливки обязательно покачайте немного АКБ, что позволит удалить воздух и выровнять уровень электролита. Сделайте замер ещё раз и при необходимости долейте состав.
Измерьте, сколько жидкости осталось в корпусе от ручки, с помощью линейки. Если электролит покрывает пластины на 4–5 мм, уровень правильный. Некоторые заливают до 15 мм. Но это неправильно.
Да, в норме уровень жидкости должен быть на 10–15 мм выше пластин. Так рекомендует производитель. Но вы заливаете электролит, фактически предназначенный для сухозаряженных АКБ. Его плотность составляет около 1,27–1,28 г/см³. После заливки батарея будет разряженной, и её потребуется подключить к ЗУ. В процессе зарядки плотность начнёт повышаться. По завершении заряда потребуется привести плотность в норму, что делается путём добавления дистиллированной воды. Потому заливка на 4–5 мм необходима, чтобы потом иметь возможность долить воду.
Говоря о том, нужно ли заряжать свой аккумулятор после замены электролита, ответ будет утвердительным. Сделать это необходимо.
Сразу после заливки электролита нужно оставить АКБ в состоянии покоя на 3–4 часа, чтобы пластины пропитались рабочей жидкостью.
Только теперь можно приступать к зарядке.
Что же касается того, сколько необходимо заряжать по времени аккумулятор после выполненной замены электролита, то тут ориентируйтесь на саму АКБ и её состояние. Лучше всего поставить батарею на автоматическое зарядное устройство и выбрать зарядный ток на уровне 10% от ёмкости. То есть при 60 Ач ток будет 6 А.
В среднем на полную зарядку уходит 6–8 часов. Следите за состоянием батареи, контролируйте уровень электролита и при оголении пластин доливайте дистиллированную воду.
Когда зарядка закончится, отключите АКБ от ЗУ и дайте ей просто постоять 2–3 часа. Теперь сделайте замеры напряжения и проверьте плотность. Долейте недостающее количество дистиллята, чтобы электролит покрывал пластины на 10 мм.
Напряжение должно быть около 12,6 В, а плотность 1,27–1,28 г/см³.
На этом процедуру можно считать завершённой.
О чём должен помнить автомобилист
Напоследок стоит дать несколько рекомендаций:
- отдавайте предпочтение готовому электролиту;
- делая состав своими руками, кислоту добавляйте в воду, а не наоборот;
- если электролит попал на тело, смойте водой с мылом, смажьте кремом для кожи;
- промывать глаза нужно под проточной водой, а затем раствором из 1 таблетки «Фурацилина» на 1 стакан воды;
- электролит на одежде через несколько часов разъест ткань, потому застирать нужно сразу;
- зарядку АКБ нельзя проводить в закрытых помещениях и под открытым небом;
- не курите около АКБ;
- всегда держите батарею в горизонтальном положении, не переворачивайте её.
Как видите, поменять электролит не так сложно даже в гаражных условиях.
Но прежде чем это делать, убедитесь, что замена жидкости даст результат, а АКБ ещё пригодна к восстановлению таким способом.
Источник